Приход ISSA в Россию
В члены Ассоциации были приняты сразу две российских парусных школы: GoSailing и Skyline. Впоследствии была учреждена Национальная Ассоциация “ISSA Russia” и утвержден план по ее развитию. По замыслу организаторов, перед русской ISSA стоит задача объединять парусные (яхтенные), виндсерфинговые, швертботные школы, обучение в которых соответствует международным стандартам Ассоциации.
Чем это может быть интересно россиянам? А тем, что теперь и наши яхтсмены смогут на законных основаниях получать права старейшей европейской яхтенной ассоциации, удостоверяющие навыки судоводителя и позволяющие арендовать яхту без экипажа по всему миру, а российские парусные школы получат возможность сертифицировать проводимые ими курсы и добиться международной распознаваемости своих дипломов.
Учреждение “ISSA Russia” - шаг в этом направлении заметный и весьма своевременный.
...
ПРО ЯХТЕННЫЕ “КОРОЧКИ” И ДИПЛОМЫ
С времен господства исконного российского принципа “что не разрешено, то запрещено” досталось нам в наследство закрепленное на генетическом уровне умиление перед разного рода правами, мандатами и прочими разрешительными документами без которых человек прожить никак не может.
Для многих читателей будет интересно узнать, что остальной мир живет иными порядками.
Если ты владелец своей парусной яхты, то маловероятно, что кто-то за рубежом заинтересуется твоей квалификацией и дипломом. Зато наличие действующей страховки от ущерба, причиненного третьим лицам, непременно проверят. В этом и есть сплав здорового дружелюбия и четкого европейского рационализма..
На практике Ваши права могут быть интересны только в двух случаях: Вашему работодателю, если Вы нанимаетесь капитаном, или чартерному агентству, если Вы желаете взять яхту в бербоут чартер (аренду без экипажа). Яхта в данном случае не Ваша, а находится под управлением чартерной компании. Безусловно она застрахована по полной стоимости, но терять столь значительную сумму денег из-за ошибки неопытного шкипера не интересно ни чартерной ни страховой компании.
Поэтому основным условием bareboat чартера - т.е. чартера без профессиональной наемной команды является Ваше умение ею безопасно управлять. Умение, подтверждаемое сертификатом яхтшколы, принадлежащей к одной из трех признанных мировых систем и демонстрацией практических навыков в момент отхода с чартерной базы. Если документа нет, то подержаться за штурвал яхты Вы сможете только под присмотром профессионального шкипера, которого Вам предложат нанять там же в добровольно-принудительном порядке.
Ситуация с сертификатами и впрямь далеко не столь проста, как в случае с прокатом автомобилей. В подавляющем большинстве стран мира вы предъявляете сотруднику прокатной конторы свои российские водительские права и получаете ключи от авто. Вопрос давно урегулирован “Международной конвенцией о дорожном движении”, к которой наша страна присоединилась в те далекие времена, когда Советский Союз еще был, а Европейского Союза не существовало и в проекте.
Международной конвенции, которая регулировала бы взаимное признание яхтенных прав пока нет.
Европейские чиновники, которые лучше финнов знают как рубить лес и лучше французов - как делать вино, предпринимают попытки по своему урегулировать этот вопрос породив знаменитую 40 резолюцию рабочей группы Комитета по внутреннему транспорту европейской экономической комиссии ООН от 16.10.1998 «International Certificate of Competency» ( ICC). Этот документ должен по замыслу Европейской Экономической Комиссии стать "правами" на управление яхтой на внутренних водных путях и в прибрежных водах Европы. Данные права могут выдавать своим гражданам страны, ратифицировавшие данную Резолюцию. Россия в число данных стран не входит, а из постсоветских республик ее ратифицировала только Беларусь. ICC можно было бы отнести к малоизвестным и сравнительно новым лицензиям и закрыть разговор на эту тему, если бы не тот факт, что лицензии ICC с 2011г. стали активно требовать некоторые итальянские чартерные компании, отвергая все прочие корочки. Впрочем все крупные яхтенные системы давно решили этот вопрос и могут выписывать своим курсантам корочки ICC по желанию, в качестве дополнительных к своим сертификатам соответствующего уровня.
Разнообразных систем, которые пытаются устанавливать и продвигать свои стандарты подготовки судоводителей существует великое множество: минимум по одной на каждую страну. Если говорить о национальных правах, то действуют они только в границах той страны, которая их выдала. За рубежом получить яхту по таким правам весьма затруднительно. И хотя случаи, когда яхту все-таки дают по национальным правам с точки зрения статистики не единичны, они тем не менее напоминают скорее исключения из правила, нежели само правило, на которое можно было бы всецело полагаться. При этом неважно выданы они государственным ГИМСом или общественной ВФПС. Они попросту неизвестны большинству чартерных компаний, и получение яхты в чартер по этим сертификатам может оказаться проблемой. За пределами нашей Родины национальные права смотрятся весьма сомнительно и их использование это и вечный источник неуверенности в себе и поиск ненужных проблем..
...
ОСНОВНЫЕ СИСТЕМЫ ЯХТЕННОЙ СЕРТИФИКАЦИИ
Зарубежных систем несколько десятков.
Обращаясь к истории вопроса, вспомним 60 годы прошлого века. В то время в Европе бурными темпами стало развиваться стеклопластиковое судостроение. Возникли первые чартерные компании, сдающие яхту в аренду любому лицу, обладающему навыками управления. С тех пор отдых на яхте перестал быть уделом аристократии и стал поистине массовым. Тогда и возникла потребность в выработке неких единых стандартов образования, удовлетворяющих требования как чартерных компаний, так и компаний страхующих риски, связанные с эксплуатацией чартерных лодок.
В ряде стран, к примеру в Великобритании, госчиновники, озабоченные растущим уровнем аварийности и смертности среди яхтсменов-любителей пытались решить вопрос что называется в лоб - организовав сеть государственных курсов начального обучения для всех желающих. Идея себя не оправдала экономически и продемонстрировала неповоротливость государственного менеджмента в области морского образования. Было решено делегировать образовательные и сертификационные функции общественным национальным образовательным ассоциациям: таким как Royal Yachting Association в Великобритании, Federation Francaise De Voile во Франции и т.д. А национальные ассоциации в 1969 году приняли решение объединиться в международную организацию International Sailing Schools Association (ISSA), которая и является темой нашего рассказа.
Когда с распадом Советской империи исчез железный занавес и стало можно ездить за рубеж, многие наши яхтсмены стали возвращаться из заграницы с красивыми корочками яхтенных школ. Это были, в первую очередь, права английской Королевской Яхтенной Ассоциации (RYA).
Про RYA можно говорить бесконечно и неудивительно, что слова подбираются в основном хорошие. Вековые традиции английского яхтинга, превосходно разработанная методика, принятая на вооружение в английском ВМФ(1971), прекрасные учебники, действующая с 1967 года разветвленная сеть школ по всему миру, наибольшая распознаваемость сертификатов в мире. Неудобства для русскоязычного курсанта заключаются в высоком градусе снобизма. В первую очередь это обязательность “безупречного английского языка”. Причем не только во время обучения, но и даже в беседах бытового характера между неанглоговорящими курсантами. Второй фактор состоит в отношении экзаменатора: если скажем в IYT или ISSA для сдачи экзамена достаточно правильных ответов и демонстрации навыков, то инструктор RYA вправе опираться в своем решении на некое внутреннее мнение о готовности или не готовности молодого капитана, которое порой весьма сложно отделить от личных симпатий или антипатий к учащемуся. В итоге обучение по RYA порой искусственно затягивается. Курсанту приходится грызть гранит науки ступенька за ступенькой начиная с Competent Crew. Чтобы получить заветный сертификат Day Skipper приходится приезжать и платить несколько раз, что могут позволить себе далеко не все. Кроме того далеко не всякая хорошая школа может пройти весь тернистый путь необходимый для сотрудничества с RYA - директора школ знают о чем я говорю.
Сложившаяся ситуация не устраивала очень многих. С 1998 года на рынке обучения началась стремительная экспансия свежесозданной американской системы IYT.
Начиналось все забавно. В 1997 году будущие учредители IYT обратились в RYA с предложением открыть филиал британской школы в США. Им было в этом отказано в лучших английских традиций без внятного объяснения причин. Однако RYA разрешила преподавание по своим стандартам, но прием экзаменов и сертификация оставила за собой. Это предприниматели посчитали непрактичным и пошли в обход – зарегистрировали во Флориде компанию под сходным с RYA названием “Яхтенная Королевская Ассоциация” и приступили к обучению и дипломированию на квалификацию Yachtmaster - термин, который британская RYA издавна считала своей торговой маркой.
Американский драйв на этом не остановился. Во Флориду был приглашен представитель британского Maritime Coastguard Agency (MCA), Роджер Таунер, который огласил вердикт, что программы обучения в обоих структурах "обеспечивают равные стандарты". Американцы назвали свою систему “International Yachtmasters Training” (IYT) и фактически легализовались даже в Великобритании, не говоря о всемирном охвате. Впрочем после того как RYA потратило в американском суде более 200.000 фунтов стерлингов на защиту своего товарного знака, от спорного термина Yachtmaster пришлось отказаться. Новая система росла семимильными шагами, обретая новых адептов, но тем не менее американская школа RYA была официально закрыта только в 2003 году, когда IYT набрала самостоятельный вес.
Для русских яхтсменов система IYT неразрывно связана с ярким образом одного из четырех соучредителей IYT - турецкого яхтсмена и канадского гражданина Джима Гокова.
Перебирая личные дела студентов и инструкторов, аттестованных в его школе за последние десять лет, в полной мере осознаешь масштабный вклад Джима Гокова в промоушн бренда IYT и создание его учениками десятков IYT школ на постсоветском пространстве. Прошлой осенью партнеры Джима отстранили его от раздела пирога, лишив лицензий его школу пока он отсутствовал в кругосветке. Заодно были закрыты зарегистрированные школы IYT ближайших учеников и соратников Джима в Турции, России, Румынии и Израиле.
Система IYT, без сомнения, узнаваема в мире, но нигде она так не раскручена как в России. Не раз был свидетелем реакции сотрудников чартерных компаний, получающих от шкипера скан его сертификата IYT. Чаще всего это выглядит как добродушная ухмылка - “Вот русский пришел лодку брать.” С точки зрения качества обучения IYT объективно уступает RYA и ISSA, а неумеренная стоимость продаваемых администрацией IYT школам сертификатов служит причиной скрытого раздражения многих парусных школ.
Учебники IYT, сильно проигрывают многочисленным великолепно иллюстрированным учебным пособиям RYA и написаны в середине 90-х годов прошлого века. Они значительно морально устарели и содержат массу неточностей, ряд противоречий и даже несколько явных ошибок. Читать их лучше на английском, ибо неграмотные переводы иногда только усугубляют недостатки оригинала. Это приводит к ситуации, когда записывать лекцию за инструктором для курсанта гораздо полезнее, нежели обращаться к официальным пособиям. Качество обучения в школах IYT весьма неодинаково и зависит в первую очередь от мастерства инструкторов в оригинальной манере и интересно подать учебный материал.
Будучи популярной в Европе, ISSA - пока малоизвестна для российского яхтсмена.
ISSA является международной некоммерческой общественной организацией, объединяющей 3550 школ яхтинга и виндсерфинга в 30 странах мира, которые приняли ISSA-стандарт для любительской и профессиональной подготовки яхтсменов. ISSA была основана в 1969 году в Париже по инициативе национальных парусных ассоциаций Англии, Франции, Испании, Италии, Швейцарии и Польши. ISSA является старейшей международной системой яхтенного обучения в Европе. Штаб-квартира ISSA находится в Великобритании. Официальный сайт ISSA находится по адресу:
http://sailingschools.org
ISSA в отличие от более поздних коммерческих организаций типа IYT никогда не ставила перед собой задачу извлечения максимального дохода из своей деятельности, оставаясь общественной организацией, задающей и контролирующей стандарты яхтенного обучения в школах-членах Ассоциации и национальных ассоциациях школ. Характерно, что любая национальная Ассоциация в составе ISSA может видоизменить стандарты обучения в своих школах, разработать собственную учебную программу, свои учебники, учить на своем языке - в этих вопросах ISSA, в отличие от других систем, не вмешивается и не регламентирует процесс обучения. Но остаются неизменными обязательные требования к безопасности учебного процесса и жесткие экзаменационные стандарты. Предельно конкретен список того, что курсант должен знать после обучения, какими навыками обладать. Стало негласной традицией, что школы ISSA используют в своей работе методики, стандарты и учебные пособия родственной системы RYA.
Строя взаимоотношения с рядовыми школами через национальные ассоциации, ISSA предлагает различные уровни членства и соответствующих им возможностей в том числе и бесплатные. В отличие от других систем, она допускает индивидуальное членство сертифицированных по ISSA инструкторов БЕЗ образования школы как юридического лица.
Учитывая все эти особенности можно быть уверенным, что у ISSA в России впереди большое будущее.