

13
Люди ветра 3 • 2008
Старт в Аликанте
Аликанте, 4 октября 2008 г.: восемь огромных яхт, сопро-
вождаемые десятками катеров и туристических судов, вы-
ходят из бухты в кильватерном строю. Звучит сигнальный
выстрел… и гонка VOLVO Ocean Race стартовала. Наблюдал
за драматическим стартом в Аликанте яхтенный капитан и
журналист Виталий Беляков
ЛВ: Виталий, вы только что вернулись из Аликанте, каковы
Ваши впечатления?
ВБ: Гонка неузнаваемо изменилась с момента её появления в
70‑х годах прошлого века. Тогда два десятка яхт, как правило
серийной постройки, с любительскими экипажами, погрузив
на борт много пива и сосисок, отправлялись через океаны,
делая заходы в 3 – 4 порта, находящихся вдали от основной
цивилизации. Широкая публика судила о соревнованиях в
лучшем случае по фотографиям и рассказам участников.С по-
явлением нового титульного спонсора гонка постепенно пре-
вратилась в гигантское рекламно-спортивное шоу. На этот раз
все яхты были построены по особым правилам специально для
этой гонки. Экипажи их состоят исключительно из профессио-
налов. В два раза увеличилось количество этапов и заходов в
порты. Причём провинциальные Австралия и Новая Зеландия
вообще остались вне маршрута. Зато появился стремительно
развивающийся Китай. «Шорт рейсы», короткие припортовые
гонки, по своей зрелищности перебивают «Кубок Америки».
В порту проводятся чемпионаты точных радиоуправляемых
моделей яхт-участниц. Во время стоянок и ремонтов в аква-
тории гоняются 12‑метровые катамараны, по своей динамике
не имеющие равных среди парусников… Ну и, разумеется, по-
стоянно ведётся прямая телетрансляция с борта каждой яхты-
участника.
ЛВ: Что все‑таки случилось с «Косаткой»?
ВБ: И сама яхта «Косатка», и её экипаж постарались предель-
но вооружиться техническими и тактическими решениями:
на носу яхты находятся ярко выраженные короткие скулы-
брызгоотбойники, которые, по замыслу авторов, должны удер-
живать яхту от зарывания в попутную волну во время глиссады в
«Ревущих сороковых», но до них ещё нужно добраться. Первый
старт в этой короткой гонке был взят «Косаткой» левым галсом,
поперёк всего остального флота, а точнее, за его кормами. Это,
конечно, привлекло внимание зрителей к нашему экипажу, но на-
сколько это было оправдано? Во время второго старта соперники
попытались выдавить «Косатку» за линию старта и она навали-
лась на судейское судно. Разрушения получил всё тот же пре-
словутый брызгоотбойник. На другой день пробоина уже была
заделана.
ЛВ: Кто в это время рулил?
ВБ: Трудно сказать, кто в это время непосредственно держался
за штурвал, но я надеюсь, что решение в нашем экипаже при-
нимает всё‑таки капитан.
ЛВ: Как повела себя наша команда?
ВБ: Со стороны, все команды работали одинаково слаженно.
Лишь один раз у верхнего знака наши допустили ошибку при по-
становке спинакера. Но вот что интересно: «Косатка» сделала
в два раза больше поворотов, чем яхта-победитель с местным
испанским экипажем на борту. Мне кажется, что нашим нужно
просто успокоиться и поверить в себя.
ЛВ: Как вы оцениваете шансы российской команды на по-
беду?
ВБ: Спешу успокоить болельщиков — прошедшие гонки, хоть и
идут в общий зачёт, не имеют ничего общего с тем, что предстоит
преодолеть нашему экипажу. Он ещё может блестяще проявить
себя на основной дистанции.
ЛВ: Как вам кажется, кто победит?
ВБ: В этих гонках каждый из финишировавших экипажей будет
победителем.
ЛВ: Как вы оцениваете организацию старта?
ВБ: Летом я участвовал в больших гонках в Великобритании и
здесь, в Аликанте, встретил весь английский оргкомитет в пол-
ном составе. Организация гонок безупречна. Видимо, сказыва-
ется многовековая морская культура англичан.
Насколько новые волокна, усилия пропагандистов
ВОРа и энтузиазм болельщиков поспособствуют успе-
ху команды, яхтенный мир узнает в июне следующего
года — после прихода экипажей в Финский залив. При-
ятно, что Северная столица станет местом финиша не
только престижной «Вольво оушен», но и гораздо более
демократичной молодежной «Толл Шипс Рейсез», в ко-
торой примут участие, по крайней мере, 20 российских
экипажей. И это — важно. Так что, престиж — прести-
жем (только генеральный спонсор вложил порядка
25 миллионов евро в подготовку The Team Russia Volvo
Ocean Race), но представляется важным и будущее
«российского паруса».
TELEFONICA BLACK / Фернандо Эчевари
GREEN DRAGON / Ян Уокер