

15
Люди ветра 3 • 2008
18.02.08
Французский тримаран-гигант «Groupama-3»
под управлением 10 яхтсменов-профессионалов,
находясь в 80 милях к юго-западу от Новой
Зеландии, перевернулся и в настоящий момент
находится в таком положении, дрейфуя на
северо-запад. Все 10 членов команды смогли
забраться в центральный корпус тримарана и
сделать звонок по спутниковому телефону в
штаб-квартиру в Париже. Шкипер Франк Камма
сообщил, что высота волн была 7 метров, ветер —
35 узлов (50км/час). Тримаран специально
поднялся на север, чтобы уйти от надвигающегося
шторма в 12 баллов.
Крушение произошло в секторе Новой Зеландии.
В 01.25 по местному времени (Новая Зеландия)
Морской поисково-спасательный центр Франции
связался с Новозеландским центром и сообщил,
что в 01.20 получен сигнал SOS от французского
тримарана «Groupama 3».
http://meteoclub.ru/index.php?action=
vthread&forum=14&topic=1718
05. 08. 08
Потерпела крушение яхта «Боян»,
капитан погиб, а шесть человек экипажа спаслись:
они были подобраны контейнеровозом
Norderoog, следующим в Роттердам, а лодку
оставили в море.
«По первоначальной информации,
в 2.40 в Морской спасательно-координационный
центр Петербурга поступил сигнал SOS.
Яхта терпела бедствие: скорость ветра
составляла 35–26 метров в секунду, волнение
на море, по разным источникам, —
от 7 до 9 баллов. Капитана Александра Конопаткина,
опытного яхтсмена, волной выкинуло за борт».
http://www.fontanka.ru/2008/08/05/093/
09.08.08
«От экипажа яхты «Браво», приписанной
к яхт-клубу н.п. Чупа Республики Карелия,
поступил сигнал бедствия. В район происшествия
на о. Анзерский на вертолете была отправлена
группа спасателей Архангельского поисково-
спасательного отряда. Еще до прибытия спасателей
экипажу удалось самостоятельно выбраться
на берег острова. Также было установлено
местонахождение яхты «Белая ночь»,
приписанной к тому же яхт-клубу. Экипаж переждал
штормовую погоду в бухте южной части
острова. Оба экипажа от помощи и эвакуации
отказались».
www.arho-1.ru22.08.08
«Во Владивосток доставлена яхта, потерпевшая
крушение в Японском море (Приморье). В порт
Владивосток буксиром доставлена парусная яхта
«Пульсар», потерпевшая крушение в Японском
море 22 августа. Как сообщили корреспонденту
ИА REGNUM 25 августа во Владивостокском
спасательно-координационном центра (СКЦ), яхту
в штормовых условиях доставил буксир «Лазурит».
В СКЦ отметили, что в пятницу, 22 августа, на яхте
произошла поломка рулевого пера. Кроме того, яхта
попала в шторм».
http://www.regnum.ru/news/1045805.html26.08.08
«10:15. Возле Одессы затонула яхта.
Операция по спасению потерпевших прошла
успешно. В 10:5525 августа в МЧС поступила
информация о том, что в Черном море команда
теплохода «Урсула» (флаг Сингапура) наблюдает
в 20 километрах к юго-востоку от Одессы
9 людей в спасательных жилетах. На борт были
подняты 2 пострадавших, которые сообщили, что
они с яхты «Барс», которая в 20:0024 августа вышла
из Очакова в Одессу и ориентировочно в 3:00
затонула во время шторма. МЧС немедленно было
проведенное оповещение взаимодействующих
служб и в 11:10 на место происшествия направили
морской буксир «Ударник» из Одесского
морского торгового порта, скоростной катер
«Принцесса Анна» Одесского яхт-клуба и
пограничный катер «Гриф». В 12:15 «Принцесса
Анна» подняла на борт 4 человек. В 12:50 команда
теплохода «Скирнер» (порт приписки
Антигуа-Барбуда), который на то время
находился в районе поиска, спасло
последних 3 пострадавших».
http://misto.odessa.ua/index.php?u=novosti/odessa/nom,12952
8) быстрота оказания услуг; 9) наличие и использова-
ние судов или другого предназначенного для спаса-
тельных операций оборудования; 10) состояние го-
товности оборудования спасателя, эффективность и
стоимость такого оборудования.
Представим, что вы оказались на «микрушке»
1969 года постройки, в 5‑балльный шторм, в узкости, в
опасной близости от подводных и надводных камней,
и вытащить ваше судно без участия вертолета не пред-
ставляется возможным. Путем несложных калькуляций
вы можете прийти к выводу о нецелесообразности за-
ключения договора спасания (останетесь в живых —
новую купите). В этом случае вы должны прямо запре-
тить спасание имущества. А теперь хорошая новость:
спасание людей происходит бесплатно (см. ст. 346
КТМ)! Если же вы решили заключить договор спасания,
помните, если условия договора являются несправед-
ливыми (например, вы с перепугу оценили ваше судно
в 12 раз дороже, чемоно стоит новое, блестящее свежим
лаком, на выставке в Дюссельдорфе), у вас есть право
обратиться в суд и признать договор или одно из его
условий недействительными (см. ст. 179 Гражданского
кодекса и ст. 339 КТМ). Договор спасания лучше заклю-
чать письменно (в простой письменной форме). У спа-
сателей, как правило, есть «рыба» такого договора.
Размер вознаграждения обсуждается, как правило,
заранее, еще в процессе радио/телефонных перего-
воров с капитаном (если судно поднадзорно ГИМС, то
с судоводителем, уполномоченным доверенностью
представлять интересы судовладельца) или с самим су-
довладельцем.
В России на сегодняшний день судоводители (непро-
фессиональные спасатели) помогают другим судам,
попавшим в беду, как правило, безвозмездно. Отдель-
ное спасибо в этой связи экипажу катера «Промерный»,
оказавшему помощь автору этих строк на Оке и так и
не взявшему денег. Преступная практика, распростра-
ненная в некоторых районах земного шара, когда одна
часть организованной преступной группы переставля-
ет плавучий навигационный знак, а другая дрейфует
поблизости, на «спасательном» судне, потирая руки в
ожидании наживы, в России пока отсутствует.
В заключение должен заметить, что охватить все
особенности спасания судов в краткой заметке невоз-
можно. Искренне желаю читателям не оказываться в
ситуациях, требующих подачи сигналов бедствия и за-
ключения договоров спасания.
Дмитрий Гуренко