17
Люди ветра 3 • 2008
Личный опыт:
Надежда Темес — о шестой яхте проекта «Рикошет 26GP» по
имени «Mustang».
Решили заказать GP26. Начиналось все позитивно, хотя ни одной
готовой лодки проекта на воде на тот момент не было. Подкупили
рассказы разработчиков о проекте и обещания строителей сдать к
сезону первые шесть корпусов — во всех остальных случаях пред-
лагалось ждать значительно дольше.
Посмотрели производство — оно производило самое благопри-
ятное впечатление. Интересной показалась и идея гоняться в груп-
пе однотипных классных лодок, что и предполагает проект GP26.
Конструкторы обнадежили также в том, что лодка сможет достойно
гоняться с проектами Open 800 в гонках по гандикапу. В общем,
все начиналось красиво. Заключили договор: наш «Мустанг» —
четвертая лодка серии, срок сдачи — 30 июня 2007 г. После за-
держки постройки на год нас попросили пропустить одну лодку для
Архангельска. В июне 2008 г. архангелогородцы получили «Иглу» и
«Милю». Пятая лодка — «Альфа» — ушла в Самару. Ладно… В ре-
зультате мы получили не пятую, а шестую лодку, но дело уже не в
порядковом номере…
К сроку сдачи нашей лодки по договору был с грехом пополам
готов корпус первой лодки серии («Авангард», Кондопога), которая
оказалась существенно тяжелее проекта и более валкой, в резуль-
тате чего не смогла нести проектной парусности. В первой регате
(на Онеге 2007 г.) сырую, только спущенную на воду лодку пресле-
довали многочисленные, к счастью, не кардинальные поломки, ко-
торые приходилось устранять на ходу. В результате на настройку,
не говоря о сне, времени не оставалось. Результат соответствую-
щий. А дальше все пошло еще хуже. На мои звонки с вопросом
о том, когда начнут клеить корпус, в течение полугода я получала
ответы: «На следующей неделе», потом — «Вот прямо завтра» (как
вариант — «послезавтра»). Потом уволился «двигатель» проекта, и
перспективы стали совсем безнадежными.
Дело сдвинулось с «мертвой точки» весной 2008 г. — склеили
корпус. Забрезжила слабая надежда. Но дальше «завтраки» про-
должались. К годовщине сдачи проекта еще не существовало даже
закрытого корпуса (половинки оставались отдельными). Нарас-
тало понимание безнадежности ситуации и желание потребовать
деньги назад. Останавливало лишь трезвое осознание того, что
потребовать‑то можно (договором предусмотрено), а вот полу-
чить — еще более безнадежно, чем лодку.
Не буду описывать все перепитии (потребовался мой приезд
в Петербург и неделя работы с восьми утра до полдвенадцатого
ночи, чтобы устранить самые вопиющие недоделки), после чего
консенсус был достигнут — примерно такой: «Бери, что дают, а то
вообще ничего не получишь»! В результате лодка стоит в Питере и
ждет транспортировки в Москву, а до этого — решения конструк-
торов о том, что послужило причиной поломки в районе крепления
киля на предыдущей лодке серии («Альфе»). В Москве ходить, на-
деюсь, сможет, а вот до гонок, боюсь, еще далеко, так как на мой
удивленный вопрос о том, может ли киль напоминать стиральную
доску, строители, пожав плечами, сказали, что его «втянуло», а де-
лать гладким им задачи не ставили.
GP26: взгляд дизайнера
На вопросы ЛВ отвечает Алексей Лебедев, дизайнер петер-
бургской компании «Алкор-Яхты»
ЛВ: Является ли внутренний дизайн стандартным для всех ло-
док GP26?
АЛ: Формованные детали — да. Борт и части подволока решили
красить в цвет внешнего борта, подушки коек и диванов подбира-
ем, отталкиваясь от цветов корпуса и желаний клиента, поэтому
подушки всегда разные. Еще возможно изменять породу дерева,
что также зависит от цветовой гаммы. Мы не хотим экстремальной
расцветки, наша задача — сбалансировать цвета, играя на контра-
стах.
ЛВ: В чем особенности дизайна интерьера лодок «Алкор-
Яхты»? Совпадает ли он у всех лодок или свой для каждой
лодки?
АЛ: Этот вопрос перекликается с первым. Есть детали, формован-
ные в матрице, и их мы не меняем, остается игра красок. Этим мы
и делаем каждую лодку не похожей на предыдущие, т.к. фактуры
и цвет тканей, окрашенные борта и применяемые породы дерева
сильно меняют восприятие объемов, и они везде по
ощущению кажутся разными.
ЛВ: Какие задачи вы ставили перед собой как дизайнер?
АЛ: Главное — сделать интерьер интересным не в ущерб проч-
ности, весу, практичности и ходовым качествам. Этого мы и ста-
рались достичь. Яхта спортивная, и многие вещи изменить нель-
зя. Поэтому основной упор по форме мы сделали на подволок (с
текстурой кожи) и трап в кокпит, который объединяет в себе эф-
фектную ступень, консоль и силовой набор. Формованная часть
подволока также является силовой. Эти две вещи больше всего
притягивают к себе внимание из‑за малых объемов внутреннего
пространства и придают интерьеру индивидуальность…
ЛВ: Все ли удалось воплотить и каким образом?
АЛ: Как это обычно бывает, дизайнер и строитель — это два
полюса, которые сближаются только благодаря каким‑то ком-
промиссам. В голову дизайнерам приходят самые разные
идеи, порой сложно исполнимые.
Строитель же часто пытается все
упростить. Благодаря совместной
работе дизайнера, морского ар-
хитектора и строителя возможно
сделать что‑то стоящее, что будет
работать и будет удобным в ис-
пользовании. В процессе бесед,
обсуждений, споров, рисования,
расчетов, моделирования рож-
дается сложная и красивая кон-
струкция. Меня как дизайнера
устраивает не все, но находят-
ся общие решения, которые и
приводят в конечном счете к
отличному результату.
ЛВ: Каким образом минима-
лизм (свойственный гоноч-
ным лодкам) можно преодолевать или
использовать в интерьерах?
АЛ: Смотря как ставить задачу. Ведь гоночную лодку можно сде-
лать целиком из красного дерева, и она не будет уступать уголь-
ным, технологии позволяют это делать. Мы знаем, как гоняются на
яхтах в России и кто. Мы понимаем, что у нас не привыкли исполь-
зовать яхты только как гоночные машины, на один уикенд. У нас
проводят длительные суточные гонки, любят на выходные сходить
покататься, и поэтому возникает желание иметь минимум комфор-
та. Думаю, эту задачу мы решили, сделав приличный интерьер.
ЛВ: Как это влияет на дизайн и используемые материалы?
АЛ: Современные материалы и технологии позволяют сделать
любой интерьер, в любом стиле — хоть рокайль. Это не повлияет
существенно на вес и, тем самым, на ходовые качества. Вспомните
яхты «Мэри-ша» или «Пифагор», где интерьеры на первый взгляд
не уступают плавучим дворцам, а под тонким слоем шпона —
сложнейший технологический пирог. Дизайн интерьера GP-26 про-
диктован больше общими веяниями, здравым смыслом и важной
экономической составляющей…
ные проспекты производителей. Во-первых, тради-
ционное российское «качество» дает знать о себе — в
редакцию приходят письма, содержащие критику в
адрес, по крайней мере, одного из упомянутых произ-
водителей. Во-вторых, появились личные впечатления
от лодки, и не все они полностью совпадают с априор-
ной оценкой производителей. И третье —мир не очень
восторженно воспринял новый класс. По крайней
мере, за прошедший год такие лодки появились, кроме
России, только в Аргентине, где и запланированы ми-
ровые чемпионаты этого класса. Сложно представить
себе «счастливого» обладателя GP26, собирающегося
на трейлере перевозить свою «джипиху» из России в
Аргентину. И, соответственно, тот, кто спокойно ходит
по Атлантике и Тихому, вряд ли нуждается в габарит-
ной «джипихе» и, тем более, в трейлере для нее.
Кроме того, в ряде лодок этого класса есть уже до-
вольно «раскрученный» GP42, почти «сроднившийся» с
модным TP52. Учитывая это обстоятельство, возможно,
кооперация с близким Open800 — это единственный и
естественный выбор для российских «джипих».
Иван Есаулов