20
Люди ветра 3 • 2008
Д
авно в прошлом остались паруса викингов из
овечьей шерсти, потом безвозвратно ушла эпоха
хлопковых, пеньковых и льняных парусов — на
смену им пришли паруса из нейлона.
Начало эпохи синтетики пришлось на 1930-е гг., ког-
да компании Howe и Bainbridge выпустили первый
экспериментальный грот из нейлона Cordura, который
был установлен на яхте «Рэйнджер», удержавшей Кубок
Америки в 1937 г. В середине 1950-х гг. появились па-
руса из полиэстера (полиэфирные волокна), а нейлон
стал использоваться для спинакеров. В конце 1980-х гг.
на смену лавсану пришли синтетические нити «третье-
го поколения», производимые на основе ароматиче-
ских полиамидов.
Солнце, ветер и вода — далеко не лучшие друзья па-
руса. Солнечный ультрафиолет вреден почти для всех
видов волокон и покрытий, сильный ветер рвет парус,
вода размягчает волокна, и они становятся менее жест-
кими, пожалуй, за исключением льна (в мокром состо-
янии льняная нить оказывается на 20% прочнее, чем в
сухом). Основные разработки были направлены на то,
чтобы создать материал и технологию, позволяющую
парусу сохранять заданнуюформу и уменьшить вес, во-
плотитьмечтуобидеальномпарусе.Идеальныйпарус—
это парус, который имеет правильную аэродинамиче-
скую форму и под воздействием ветра минимально от-
клоняется от нее.
Поскольку тканые полотна подверженырастяжению,
вызванному извитостью (стремлением нити к выпрям-
лению), возникла необходимость в принципиально
новых решениях. Таковым является, например, лами-
нат — многослойный материал, состоящий из двух и
более слоев пленки, волокон или нитей, соединенных
при помощи склеивания. Волокна в нем можно выло-
жить ровно и к тому же большую их часть удается рас-
положить по линиям напряжения. Более того, волокна
могут комбинироваться для достижения синергетиче-
ского эффекта, а наложение тканей с разным перепле-
тением придает парусу дополнительную прочность.
Технический прогресс коснулся не только материа-
лов, но и самого подхода к разработке паруса. Сегодня
«идеальный парус» разрабатывается на основе матема-
тических моделей с использованием программ расче-
та направляющих сил, воздействующих на парус при
разных нагрузках и усилиях. Затем, исходя из характера
направляющих, моделируется структура волокон, соот-
ветствующая оптимальной форме паруса. За последние
несколько лет рынок «парусных» программных продук-
тов сильно расширился — увеличилось число произво-
дителей программного обеспечения, появились техно-
логии индивидуального проектирования парусов.
Для сборки парусов наиболее широко используется
панельный метод. Вариантов может быть три: парал-
лельный, радиальный и комбинированный раскрой.
Крылом к ветру