Previous Page  20 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 60 Next Page
Page Background

20

Люди ветра 3 • 2008

Д

авно в прошлом остались паруса викингов из

овечьей шерсти, потом безвозвратно ушла эпоха

хлопковых, пеньковых и льняных парусов — на

смену им пришли паруса из нейлона.

Начало эпохи синтетики пришлось на 1930-е гг., ког-

да компании Howe и Bainbridge выпустили первый

экспериментальный грот из нейлона Cordura, который

был установлен на яхте «Рэйнджер», удержавшей Кубок

Америки в 1937 г. В середине 1950-х гг. появились па-

руса из полиэстера (полиэфирные волокна), а нейлон

стал использоваться для спинакеров. В конце 1980-х гг.

на смену лавсану пришли синтетические нити «третье-

го поколения», производимые на основе ароматиче-

ских полиамидов.

Солнце, ветер и вода — далеко не лучшие друзья па-

руса. Солнечный ультрафиолет вреден почти для всех

видов волокон и покрытий, сильный ветер рвет парус,

вода размягчает волокна, и они становятся менее жест-

кими, пожалуй, за исключением льна (в мокром состо-

янии льняная нить оказывается на 20% прочнее, чем в

сухом). Основные разработки были направлены на то,

чтобы создать материал и технологию, позволяющую

парусу сохранять заданнуюформу и уменьшить вес, во-

плотитьмечтуобидеальномпарусе.Идеальныйпарус—

это парус, который имеет правильную аэродинамиче-

скую форму и под воздействием ветра минимально от-

клоняется от нее.

Поскольку тканые полотна подверженырастяжению,

вызванному извитостью (стремлением нити к выпрям-

лению), возникла необходимость в принципиально

новых решениях. Таковым является, например, лами-

нат — многослойный материал, состоящий из двух и

более слоев пленки, волокон или нитей, соединенных

при помощи склеивания. Волокна в нем можно выло-

жить ровно и к тому же большую их часть удается рас-

положить по линиям напряжения. Более того, волокна

могут комбинироваться для достижения синергетиче-

ского эффекта, а наложение тканей с разным перепле-

тением придает парусу дополнительную прочность.

Технический прогресс коснулся не только материа-

лов, но и самого подхода к разработке паруса. Сегодня

«идеальный парус» разрабатывается на основе матема-

тических моделей с использованием программ расче-

та направляющих сил, воздействующих на парус при

разных нагрузках и усилиях. Затем, исходя из характера

направляющих, моделируется структура волокон, соот-

ветствующая оптимальной форме паруса. За последние

несколько лет рынок «парусных» программных продук-

тов сильно расширился — увеличилось число произво-

дителей программного обеспечения, появились техно-

логии индивидуального проектирования парусов.

Для сборки парусов наиболее широко используется

панельный метод. Вариантов может быть три: парал-

лельный, радиальный и комбинированный раскрой.

Крылом к ветру