Previous Page  21 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 21 / 60 Next Page
Page Background

21

Люди ветра 3 • 2008

При параллельном раскрое полотнища параллельны

друг другу и перпендикулярны задней шкаторине, ме-

тодиспользуется для традиционных гротови генуй. Для

радиального раскроя паруса производятся из длинных

узких треугольных панелей, которые располагаются в

радиальном направлении из углов паруса, поскольку

все нагрузки начинаются здесь и направляются через

парус по дуге к другому углу. Для того чтобы панели как

можно точнее совпадали линиями напряжения, их де-

лают узкими. Технология комбинированного раскроя

включает элементы радиального метода для наиболее

нагруженных углов и элементы параллельного кроя

для средней части паруса.

Для поддержания формы паруса используются со-

временные волокна — уголь, кевлар, дайнима и спек-

тра. Каждое из этих волокон имеет разную стоимость

и разные физико-механические свойства. Кевларовые

волокна боятся солнца, а угольные волокна — очень

жесткие и не любят складывания и сминания. Спектра

и дайнима относительно удобны, но их стоимость мо-

жет достигать 150 евро за один погонный метр, что не

очень дешево.

Особая тема — спинакерные ткани. Их производят

весом от 10 до 250 г. Наиболее популярным материа-

лом для изготовления спинакеров является нейлон, це-

нимый за легкость, прочность и гибкость. Однако эти

качества нейлона могут изменяться под неблагоприят-

ным воздействием влаги.

В мире сейчас существует три основных производи-

теля парусной ткани: это германская фирма Dimension-

Polyant

(http://www.dimension-polyant.com

), голланд-

ская Contender

(http://www.contendersailcloth.com

) и

американская Challenge

(http://www.challengesailcloth.

com). Dimension-Polyant контролирует примерно 60%

мирового производства, знаменита ламинатами и мате-

риалами для спинакеров. Contender производит велико-

лепные ткани для мега-яхт и для яхт классов монотипов.

Challenge ориентируется на ткани для парусов круизе-

ров и больших парусников. Крупные парусные произ-

водители, такие как North sails, тоже имеют свое произ-

водство парусной ткани, но в небольших объемах.

Как происходит производство и заказ парусов в Рос-

сии? По словам Юрия Костарева из компании K-Sails,

«...каждая парусная мастерская имеет форму заказа, в

Основные материалы и их свойства:

PEN

широко известен, название торговой марки — «пентекс».

Принадлежит к полиэстерным волокнам. Применяется главным

образом для изготовления «бюджетных» ламинатов.

Арамид (кевлар)

является основным материалом для парусов

гоночных яхт с 1971 г., когда фирма DuPont объявила о начале

массового производства этого материала. Это прочный мате-

риал, превосходящий сталь. Популярными у яхтсменов явля-

ются кевлары 29 и 49. Главным недостатком всех кевларовых

материалов является низкая сопротивляемость ультрафиолету

и низкая стойкость изгибу.

Технора

является арамидом производства японской компании

«Тейджин», характеризуется более низкой прочностью, чем

кевлар 29, но имеет более высокую стойкость изгибу. Основное

применение техноры — основа для ламинатов.

Тварон

является арамидом, производимым в Голландии по тех-

нологии «Тейджин». По химическим и физическим свойствам

аналогичен кевлару компании DuPont, однако имеет более вы-

сокую степень сопротивляемости ультрафиолету.

Спектра является высокомолекулярным полиэтиленом произ-

водства компании Honeywell, характеризуется высокой степе-

нью защиты от ультрафиолета, высокой прочностью и усили-

ем на разрыв и растяжение. Благодаря указанным качествам

спектра — единственный материал, применяемый для пошива

интенсивно используемых спинакеров.

Дайнима

— аналог спектры, производимый голландской ком-

панией DSM.

PBO

— жидкокристаллический полимер, который известен под

названием «зейлон». По прочности превосходит арамиды, ха-

рактеризуется повышенной теплостойкостью и сопротивляемо-

стью к сгибанию. Недостаток зейлона — слабая защищенность

от ультрафиолета и видимых солнечных лучей.

Вектран

— жидкокристаллический полимер золотистого цве-

та, по характеристикам сходен с кевларом 29, но в меньшей

степени теряет прочность при сгибах. Основное применение

вектрана — паруса для круизных яхт.

Как «вылечить» парус?

•Чтобы починить парус, на борту яхты всегда должен быть не-

обходимый запас ремонтных материалов: куски дакрона и лип-

кого дакрона, нитки, иголки, гардаман. Спинакера и геннакера

очень часто чинятся при помощи клейких лент (специальные

спинакерные ткани с клейким слоем), небольшие разрывы

можно починить прямо на яхте. Разрывы на ламинатных пару-

сах зачастую можно починить при помощи липкого дакрона —

вырезается заплатка и просто приклеивается. Дакроновые па-

руса приходится зашивать, но также можно наклеить дакрон и

прошить его вручную.

• Для борьбы с плесенью на ламинате можно использовать лизол

(Lysol) — противогрибковый материал либо 1% раствор хлор-

ного отбеливателя — не использовать при работе с кевларовы-

ми и нейлоновыми парусами.

• Для удаления пятен ржавчины нужно воспользоваться мыль-

ным раствором, затем ацетоном, а после этого хорошо про-

мыть водой.

Проектирование и производство гоночных парусов под-

чиняются правилам класса. В них могут быть оговорены не

только размер и тип ткани, но и производитель. Штормовые

паруса обычно производят из ткани ярко-оранжевого цвета

— это оговорено правилами мореходства.

Основные параметры парусных волокон

•Прочность нити на разрыв

•Исходный модуль — сопротивляемость нити растяжению

•Стойкость изгибу — способность нити сопротивляться

сгибанию

•Удлинение при разрыве — способность нити сопротивляться

ударным нагрузкам

•Сопротивляемость ультрафиолету — время, за которое нить

теряет 50% исходного модуля

•Стоимость

Параллельный

раскрой

Радиальный

раскрой

Комбинированный

раскрой

которой запрашиваются размеры и параметры парусов

и яхты, на которой они будут использоваться. Первый

шаг делает заказчик, высказывая свои пожелания, затем

немного времени уходит на уточнение деталей, и на сле-

дующем этапе наши дизайнеры, используя программу

Sailcloth book , подбирают для парусов ткань. После под-

тверждения выбора мы проектируем паруса, на компью-

тере используя программу, позволяющую делать дизайн

паруса в трехмерномвиде. Потом—раскройныйплоттер

(точность реза 0,1 мм), и ткань превращается в панели

будущего паруса, которые склеиваются и прошиваются.

Следующий этап — нашивка лат-карманов, боутов,

запрессовка люверсов, наклейка номеров и упаковка в

кису. Рифы могут быть оговорены правилами, но при-

нимаются во внимание опыт и пожелания заказчика.

Также в мире существуют несколько фирм, которые за

дополнительные деньги выполняют проектирование,

разбивку по панелям и даже могут выкроить и прислать

готовые панели».

Помимо K-Sails, в нашей стране производством па-

русов занимаются компании «Омега», «Северное Сия-

ние», «Парусная мастерская Сергея Коновалова», Vast

Sails и др.