26
Люди ветра 3 • 2008
О
чень непростая и интересная регата. Сложные
погодные условия и характер маршрута позво-
ляют получить полный спектр яхтенных удо-
вольствий. Это хождение разными курсами, ветрами и
с разными парусами (от генакера до одного штормо-
вого стракселя), а близость к Полярному кругу сильно
дисциплинирует…
Сами гонки физически тяжелые, перерывы на от-
дых короткие, к тому же надо учесть, что на переход до
Соловков участники тратят от суток до более чем двух
недель и столько же обратно. Но оно стоит того, и не
только ради драйва под парусом, но и из‑за необык-
новенной северной красоты здешних мест и обилия
историко-архитектурных памятников… Регата — де-
мократичная, победа достигается не только за счет хо-
рошей матчасти, но и за счет стратегии, учета ветра и
течения, конечно, и везения тоже. Обстановка спартан-
ская, но все необходимое есть: вода и электричество на
причале, новый, построенный по случаюрегаты туалет,
пахнущий свежими сосновыми досками, маленький
кабак на берегу. Есть перспективы и желание устроите-
лей сделать регату международной.
Дорога туда
10 июля 2008 г. Ленинградский вокзал. Наш поезд —
мурманский, отправление около часа ночи, на плат-
форме — люди с рюкзаками, явно сплавы. Ни старушек,
ни мамашек, ни детишек… Похоже, это — не их поезд.
В вагоне соображаем: ехать до Кеми или выйти в Бело-
морске. Первоначально планировалась Кемь, поскольку
оттуда отходят малые регулярные катера и большой «Ва-
силий Косяков», но накануне отъезда поступила инфор-
мация, что «Косяков» арестован транспортной инспек-
цией и, похоже, надолго. От Беломорска дважды в день
ходит «ракета», но все же мы решаем план не менять.
История Соловецкой регаты
Впервые яхтсмены Архангельского речного яхт-клуба
сходили на Соловецкие острова на яхте «Сиддарта» в июле
1913 г. — под яхт-клубовским флагом и под командой члена
яхт-клуба Е. И. Патрушева. Весь путь, не считая времени на
заходы и остановки, от Архангельска до Соловков яхта прошла
за 31 час. После успешного завершения этого похода местные
спортсмены стали думать об организации морских переходов
в Кандалакшу и Онегу. Но Первая мировая война и после-
дующие события не позволили этим планам осуществиться.
Только в 1960‑е гг. яхтсмены Архангельска и Северодвинска
возобновили походы на Соловки. С 1969 г. стали проводиться
100‑мильные морские гонки по Двинской губе. А в 1974 г. стар-
товала Соловецкая регата, ставшая ежегодной. Первая регата
длилась неделю и проходила в три этапа по маршруту: Архан-
гельск — о. Большой Соловецкий — д. Лямца — Архангельск
общей протяженностью около 400 миль. С третьей регаты вве-
ли раздельные стартовые группы, с четвертой — количество
этапов увеличилось до пяти. С 2006 г. старт регаты стали про-
водить от бухты Благополучия Большого Соловецкого остро-
ва. В 2007 г. у Соловецкой регаты появились логотип и флаг.
С 2008 г. Соловецкая регата включена в Российский спортив-
ный календарь.
В разные годы в Соловецких регатах принимали участие яхты
из Архангельска, Северодвинска, Петрозаводска, п. Чупы (Ка-
релия), Мурманска, Североморска, Кандалакши, Мончегорска,
Москвы, Санкт-Петербурга, Харькова, Липецка, Великого Нов-
города, Самары.
За треть века у регаты сложились свои традиции, например
посвящать соревнования значимым датам в истории Российско-
го флота. XXXIV Соловецкая регата 2008 г. посвящена 50‑летию
атомного флота России. Другая традиция регаты — посвящение
в «парусную братию беломорскую».