48
Люди ветра 3 • 2008
О
писанные ниже модификации проводились
на «картере», однако они могут представлять
интерес для владельцев всех яхт, строившихся
в годы господства формулы IOR, диктовавшей опреде-
ленные особенности корпусов.
В каком‑то смысле «картер» является «выжимателем»
формулы TOTD–IOR. Это, в частности, приводит к про-
блемам в корме и на палубе — недаром «злые морские
языки» называют картер «беременной устрицей»: очень
узкая корма, в результате проблемы с погоном генуи и
чрезвычайно маленький кокпит. В этом номере рас-
смотрим первую из обозначенных проблем.
Закрутка стакселя
Целесообразность этой модификации настолько
очевидна, что доказывать правильность такого реше-
ния, с моей точки зрения, бессмысленно. Поэтому
это было сделано одним из первых. В итоге,
во‑первых, был повышен уровень безопасности рабо-
ты экипажа, поскольку отпала необходимость смены
передних парусов; во‑вторых, улучшились параметры
скорости и плавности изменения парусности перед-
них парусов. Взятие рифов на стакселе путем закручи-
вания, безусловно, ухудшает аэродинамику обтекания,
однако, когда берутся рифы, уже не до «вылавливания
блох», речь идет о ветрах выше комфортного хожде-
ния. К тому же никто не мешает переликовать не только
геную, а еще, например, стаксель номер 1. В этом случае
можно сначала менять геную на первый стаксель, а уж
если совсем задуло, подкручивать его.
Теперь мелочи и проблемки, которые следует учиты-
вать при покупке и установке.
1. Имеет смысл брать однопазовый обтекатель. У нас
стоит двухпазовый, и за 7 лет я так и не понял, зачем
нужен второй ликпаз. Причем тут обтекатель? При том,
что закрутка работает в паре с ним.
2. Обратите особое внимание на обе законцовки
обтекателя и четко отмеряйте длину обтекателя в со-
ответствии с длиной передней шкаторины. Дело в
том, что по обтекателю бегает специальная бобышка,
стыкующая фал и фаловый угол стакселя. Ее наличие
необходимо, т. к. фал не вращается, а фаловый угол
вместе с остальным парусом обязан вращаться при
закручивании. И если фал перебить сверх разумно-
го предела, то бобышка будет срывать и разбивать
КАРТЕР
улучшаем работу
со стакселем
Рис. 1.
Виден дополнительный погон
стаксель-шкота и соосные
блоки проводки тали
закрутки