Previous Page  48 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 48 / 60 Next Page
Page Background

48

Люди ветра 3 • 2008

О

писанные ниже модификации проводились

на «картере», однако они могут представлять

интерес для владельцев всех яхт, строившихся

в годы господства формулы IOR, диктовавшей опреде-

ленные особенности корпусов.

В каком‑то смысле «картер» является «выжимателем»

формулы TOTD–IOR. Это, в частности, приводит к про-

блемам в корме и на палубе — недаром «злые морские

языки» называют картер «беременной устрицей»: очень

узкая корма, в результате проблемы с погоном генуи и

чрезвычайно маленький кокпит. В этом номере рас-

смотрим первую из обозначенных проблем.

Закрутка стакселя

Целесообразность этой модификации настолько

очевидна, что доказывать правильность такого реше-

ния, с моей точки зрения, бессмысленно. Поэтому

это было сделано одним из первых. В итоге,

во‑первых, был повышен уровень безопасности рабо-

ты экипажа, поскольку отпала необходимость смены

передних парусов; во‑вторых, улучшились параметры

скорости и плавности изменения парусности перед-

них парусов. Взятие рифов на стакселе путем закручи-

вания, безусловно, ухудшает аэродинамику обтекания,

однако, когда берутся рифы, уже не до «вылавливания

блох», речь идет о ветрах выше комфортного хожде-

ния. К тому же никто не мешает переликовать не только

геную, а еще, например, стаксель номер 1. В этом случае

можно сначала менять геную на первый стаксель, а уж

если совсем задуло, подкручивать его.

Теперь мелочи и проблемки, которые следует учиты-

вать при покупке и установке.

1. Имеет смысл брать однопазовый обтекатель. У нас

стоит двухпазовый, и за 7 лет я так и не понял, зачем

нужен второй ликпаз. Причем тут обтекатель? При том,

что закрутка работает в паре с ним.

2. Обратите особое внимание на обе законцовки

обтекателя и четко отмеряйте длину обтекателя в со-

ответствии с длиной передней шкаторины. Дело в

том, что по обтекателю бегает специальная бобышка,

стыкующая фал и фаловый угол стакселя. Ее наличие

необходимо, т. к. фал не вращается, а фаловый угол

вместе с остальным парусом обязан вращаться при

закручивании. И если фал перебить сверх разумно-

го предела, то бобышка будет срывать и разбивать

КАРТЕР

улучшаем работу

со стакселем

Рис. 1.

Виден дополнительный погон

стаксель-шкота и соосные

блоки проводки тали

закрутки