49
Люди ветра 3 • 2008
верхнюю законцовку-стопор обтекателя, а последняя
обычно совмещена с внутренней вставкой, центрую-
щей обтекатель на штаге. В результате вставка будет
вылетать из обтекателя, и он будет тереться о сам штаг,
болтаясь эксцентриком. Это повлечет необходимость
замены верхней части обтекателя, а может быть, и са-
мого штага. То же касается нижней законцовки, кото-
рая обычно стыкует обтекатель с барабаном закрутки:
если перебитый фал не приведет к разбиванию верх-
ней законцовки, бобышка потянет вверх весь обтека-
тель и может вырвать его из барабана внизу. Советуем
поставить на фале метку правильной набивки фала
при установке максимальной генуи и никогда за нее
не переходить.
3. Продумайте и рассчитайте проводку закруточной
тали в месте ее входа в барабан закрутки. Дело в том,
что при неправильном угле захода таль может выска-
кивать из барабана и заматываться вокруг обтекателя
у галсового угла в тот момент, когда вы распускаете
геную. Это особенно актуально при ветрах выше 3–4
баллов. Итог один — придется идти на бак и распуты-
вать.
4. По этой же причине стоит предпочесть металли-
ческий барабан пластиковому — из пластикового тали
проще выскочить.
5. ПосоветуА. Калиниченков качестве блоковпровод-
ки тали были установлены специальные блоки, у кото-
рых ось вращения совпадает с самой леерной стойкой
(см. рис. 1). К сожалению, подобного промышленного
решения для создания управляемого захода в барабан
нами найдено не было, пришлось просто методом проб
и ошибок подвигать по носовому релингу скобу, через
которую проходит таль закрутки.
Дополнительный погон
Для работы со стакселями разных размеров на карте-
ре предусмотрели и установили один длинный погон.
Из-за особенностей формы корпуса установку погона
нельзя считать оптимальной при хождении острыми
курсами — слишком близко к ДП. В результате задняя
шкаторина максимальной генуи (сейчас все ходят с
максимальной, иногда даже с очень штрафной) полу-
чается слишком затянутой к ДП. А это, в свою очередь,
приводит к тому, что грот выбирается почти до ДП. И не
тянет так, как мог бы (см. рис. 1, 2 и 3).
Что в итоге? Либо нормальная скорость на более по-
логом бейдевинде, либо меньшая скорость на более
крутом. Иными словами, гоночный бейдевинд ниже,
чем у других судов. Насколько? Настолько, чтобы пойти
на модернизацию.
Вариантов решения два: либо ставить «бобра» — от-
тяжку барбера; либо дополнительный погон и работать
с него. В нашем случае были купленыдве новых каретки
и погон от Barton’а длиной 1,8м. Погон был распилен
надвое, и полученные погончики установили на палу-
бу максимально близко к борту. Длина 0,9м оказалась
очень подходящей: погоны уместились между леер-
ными стойками (предпоследней и последней в корму)
и в то же время позволили регулировать закрытие-
открытие задней шкаторины генуи в максимальном
положении (см. рис. 1).
В результате мы перестали нести грот перебитым,
и гоночный бейдевинд стал острее на 4 –5 градусов.
В качестве итерации второго порядка можно поду-
мать об установке погонов с талями, чтобы менять
положение каретки плавно и на ходу, не дожидаясь
смены галса.
Вопрос об угле установки погона к ДП — должен ли
погон быть параллельным ДП — остается для меня от-
крытым до сих пор. Эта тема обсуждалась с несколь-
кими яхтсменами, в том числе и с гонщиками, и с ях-
тостроителями, но ни от одного из них я не услышал
никаких аргументов в пользу строгого выдерживания
параллельности ДП, особенно при таких длинах пого-
нов.
Вариант городить «железную дорогу» в виде двух па-
раллельных погонов на каждый борт и каретки между
ними, позволяющей в любой момент передвигать шко-
товый угол генуи не только в продольном, но и в попе-
речном направлении, был отметен как сверхнерацио-
нальный.
Михаил Хавин
Рис. 2. «Заводское» несение парусов. Грот либо
с обратным пузырем, либо не работает вперед
Рис. 3. Несение парусов с новым погоном. Грот работает,
гоночный бейдевинд стал острее