Previous Page  57 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 57 / 60 Next Page
Page Background

57

Люди ветра 3 • 2008

молнии не сверкали. Гроза разгоралась то там, то тут, и

я бросил попытки обойти ее.

Когда стало совершенно ясно, что грозы не избежать,

я решил убрать грот совсем, чтобыне работать у мачтыв

шквал. Все‑таки вероятность попадания молнии в мач-

ту при такой грозе была велика. Становилось все темнее

и, глядя на эту нерадостную картину, на всякий случай я

убрал и геную, запустив оба двигателя. Как только я это

сделал, пришел шквал.

Еще до шквала я попросил жену немного прирулить-

ся, посидеть на руле, чтобы, если в грозу откажет авто-

пилот, у меня была возможность отойти от штурвала.

Я показал ей несколько ориентиров—на горизонте уже

было зарево от Пальмы, были видны звезды.

Мы шли 7 — 8‑узловым ходом. До ближайшей бухты

наМайорке, где можно было встать на якорь, оставалось

18 миль, то есть примерно 2,5 часа. Однако, как только

налетел шквал, мы сразу потеряли все ориентиры.

Шквал поразил неистовостью. Ветер с поразитель-

ным, пожалуй даже пугающим постоянством, монотон-

но набирал силу в течение нескольких минут. У меня

появилось опасение, что это никогда не закончится.

Дождь обрушился сплошной стеной, заполнив весь го-

ризонт чернотой. Крена катамарана резко увеличились

и показались мне опасными. Я привелся к ветру для ста-

билизации положения, но результатов не ощутил. Мы

шли левым галсом в багштаг, при прохождении фронта

ветер зашел на галфинд к генеральному курсу. Поставив

кое‑как катамаран против ветра, я огляделся. В первые

моменты шквала происходило то, что и должно было

происходить: ветер рвал все, что было плохо закрепле-

но. Началось с матрасиков в кокпите. Несмотря на то,

что они были закреплены, их стало сносить, как листы

бумаги. Переловив их всех, кроме одного, я принялся

спасать грот, который стало раздувать из чехла на гике.

В спешке я не застегнул молнию, когда убирал грот.

Теперь застегнуть ее было уже невозможно. Я крикнул

жене, чтобы она отвязала пару найтовок с кранцев. По-

сле некоторой возни ей это удалось, и я закрепил грот.

Авральные работы закончились, и я стал искать ори-

ентиры. Опасаясь повреждения электроники при воз-

можном попадании молнии, я отключил и ее. Един-

ственным навигационным прибором остался компас.

Однако держать курс по нему в полнейшей темноте и

при беспорядочных бросках на волне оказалось до-

вольно трудно, а инстинктивное желание рулить от

ветра и волнения не приводило ни к какому результа-

ту — катамаран бросало в произвольном направлении;

крена порой казались угрожающими. Обычная тактика

управления килевой яхтой на волнении, когда при при-

воде крен уменьшается, не годилась.

Собственно говоря, в этом и была основная слож-

ность. На все возрастающем волнении, опасаясь чрез-

мерного крена, мне хотелось найти безопасный курс.

Однако при таком волнении, когда не было выражен-

ного характера, и при ветре, который вообще имел соб-

ственное соображение о направлении, не связанное с

направлениями волн, мне это не удалось.

Я пробовал разные варианты, например привязаться

только к ветру. Но кокпит катамарана, хорошо защища-

ющий от ветра, исключал и этот вариант.

Побродив совершенно разными курсами, я пришел

к выводу, что осмысленно избежать сильных бросков и

кренов не удастся. Пока я бродил и искал какую‑либо за-

кономерность в болтании катамарана на волнах, к кото-

рой можно было бы привязаться, моя жена, сертифици-

рованный шкипер, периодически включая карт-плоттер,

с ужасом обнаруживала, что мы идем порой в обратном

направлении. Я успокоил ее, сказав, что это были мои

эксперименты. Покончив с ними, я направил катамаран

на генеральный курс по компасу. Тут мы с удивлением

обнаружили, что имеем 8 — 8,5 узлов при крейсерской

скорости на гладкой воде 6,5 узлов, хотя дизели работали

отнюдь не на полную мощность. Сказывались боковой

ветер и довольно приличная парусность бортов. К этому

моменту ветер стих до вполне приемлемых 22—27 узлов.

И тут я замер от неожиданности. Пелена дождя поти-

хоньку спала, и я увидел совсемблизко огни. Примерно в