

Люди Ветра 1 • 2009
16
З
ададим себе простой вопрос: зна-
ем ли мы все международные до-
говоры, законы, подзаконные акты,
правила, приказы министерств и ведомств,
применимые к судоводителям? Если нет,
давайте остановимся на самых важных.
Самая важная обязанность всех, кто ходит
под парусом, мотором, на веслах и даже
того, кого буксируют — предотвращение
опасности для человеческой жизни. Это
положение содержится и в ст. 6 Кодекса
торгового мореплавания (КТМ), и в ст. 4
Кодекса внутреннего водного транспор-
та (КВВТ), и в ст. 15 Правил плавания по
внутренним водным путям. Другая важная
обязанность капитанов регистровых и су-
доводителей маломерных судов заключа-
ется в оказании помощи любому лицу, тер-
пящему бедствие. Об этом говорят статьи
62 КТМ, ст. 30 КВВТ и ст. 11 приказа №502
МЧС РФ. Такая помощь должна быть ока-
зана, если нет серьезной опасности для
своего судна и находящихся на нем людей.
Обратим внимание читателей на то, что
невыполнение данной обязанности ведет к
преследованию по ст. 270 или 125 УК РФ.
Первая, помимо штрафа, предусматрива-
ет для виновного лишение свободы сроком
до двух лет, а вторая — до года. Уверяю,
разговоры о том, что «вода была целых 28
градусов Цельсия» и, что «не очень‑то он
и тонул» на предварительном следствии
не будут приниматься во внимание, а в
суде — тем более.
Не менее важной обязанностью для
судоводителя является соблюдение норм
международных договоров Российской
Федерации, например, положения кон-
венции МППСС (Международные прави-
ла предупреждения столкновений судов
в море). На внутренних водных путях,
судоводитель должен соблюдать нормы
Правил плавания по внутренним водным
путям Российской Федерации. Никогда
не забуду моего инструктора по парусу и
выражение его лица, когда я сказал ему,
что мы не можем выходить на судовой ход
под парусом. Вы когда‑нибудь, забывали
чайник на плите? Вот он так же раскалил-
ся и шипел так же. Сильно волнуясь, он
вопрошал меня: «А где ж тогда ходить?!
А мы что, не люди?! Да хоть когда с кем
чего случалось?! Да они что — не притор-
мозят?!». Питая бесконечное уважение к
человеку, учившему меня ходить под па-
русом, должен сказать честно: РТ с бар-
жой толканием не притормозит, даже,
Судоводитель
разумный
В моей практике мне чаще, чем хотелось бы, попадаются люди,
не представляющие меру ответственности человека, управляющего
судном. Поэтому есть смысл разобраться, за что отвечает судоводитель,
что он должен делать и что ему будет, если он не сделает того, что он
должен был сделать
Дмитрий Гуренко