Previous Page  19 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 / 60 Next Page
Page Background

Люди Ветра 1 • 2009

17

если сильно захочет. Должен заметить

следующее, если вы попали в аварию на

дороге, возможны три варианта: он вино-

ват, вы виноваты, оба виноваты. Если вы

попали в аварию на воде вариант, прак-

тически один: вы виноваты! Спрашиваете

как так? Отвечаю! Открываем Правила

плавания по внутренним водным путям

Российской Федерации и смотрим ст.

16‑17. По сути содержания этих статей су-

доводитель обязан сделать все, чтобы не

допустить аварии. Если это «все» не сде-

лано, то виноват, за редким исключени-

ем, судоводитель.

Закон говорит о том, что судоводитель

должен соблюдать правила эксплуатации

судов и иметь удостоверение на право

управления соответствующим судном.

Кроме того, он должен пройти соответ-

ствующие учебные курсы и получить пра-

ва. И уж, само собой разумеется, что во

время управления судном судоводитель

должен быть кристально трезв. Когда об-

становка требует принятия быстрых и без-

ошибочных решений, лучше находиться в

здравом, не замутненном уме. К тому же,

санкция, предусмотренная КоАП РФ до-

статочно серьёзная. Согласно ст. 11.9

управление судном судоводителем или

иным лицом, находящимися в состоянии

опьянения, а равно передача управления

судном лицу, находящемуся в состоянии

опьянения, влечет наложение админи-

стративного штрафа в размере от одной

тысячи пятисот до двух тысяч рублей или

лишение права управления судном на

срок от одного года до двух лет.

Однако, как показывает опыт, законов

недостаточно. Нужно еще придерживаться

хорошей морской практики. Что такое хо-

рошая морская практика? С точки зрения

судоводителя, хорошая морская практи-

ка — совокупность обычаев, выработанная

на основе многовековой практики судо-

вождения и неуклонно выполняемая всеми

разумными судоводителями. С точки зрения

юриста, хорошая морская практика — дей-

ствие (или бездействие) предпринимаемые

судоводителем для предотвращения причи-

нения вреда здоровью, жизни, имуществу,

окружающей среде (приведенный список

не является исчерпывающим) в неблагопри-

ятных обстоятельствах и/или для предот-

вращения таких обстоятельств. Судоводи-

тель обязан предвидеть наступление таких

обстоятельств. С точки зрения обывателя,

хорошая морская практика — соблюде-

ние того, что каждый знает, что он должен

был бы делать, но по разным причинам не

делает. Хотите пример? Пожалуйста! Всем

понятно, что постоянное общение в эфире

на пятом канале (на внутренних водных

путях) является полезным занятием. Одна-

ко я много раз вызывал парусные суда по

рации. Получил ответ только один (!) раз.

Я догадываюсь, что на многих яхтах рации

есть, иначе как они шлюзы проходят? Но от-

вечать не считают нужным.

И наконец, судоводитель обязан при-

нимать все необходимые меры для защи-

ты окружающей среды. Казалось бы, что

может быть проще — за борт мусор не

бросай (штраф сто рублей) и нормативы

содержания вредных веществ в выбросах

двигателя не превышай (штраф до трехсот

рублей). Состояние водоемов и их берегов

красноречиво говорит о том, насколько

соблюдаются в России природоохранные

нормы. Как тут не вспомнить плакат на бун-

керовщике в одном из Волжских портов —

«Ни капли за борт!» — и километровое

пятно солярки вокруг. Будучи же за грани-

цей, мы не только не можем позволить себе

солярку на воде, но даже цветок сорвать.

Сорвав цветок на память об экзотических

островах, можно не только налететь на се-

рьезный штраф, но лишиться возможности

посетить это райское место вновь. Дра-

коновские меры? Но в результате строгих

природоохранных мер из Сайменского во-

дохранилища, что в соседней Финляндии,

можно пить воду, а пить воду из Клязмен-

ского водохранилища можно только после

серьезных суицидальных размышлений.

n

Читатели «ЛВ» могут получить бесплатно

краткие юридические консультации от ав-

тора:

+7(495)517-21-46

;

iyt@list.ru

Статья 270 УК РФ. Неоказание капитаном судна

помощи терпящим бедствие

Неоказание капитаном судна помощи людям, тер-

пящим бедствие на море или на ином водном пути,

если эта помощь могла быть оказана без серьезной

опасности для своего судна, его экипажа и пассажи-

ров, — наказывается штрафом в размере до двухсот

тысяч рублей или в размере заработной платы или

иного дохода осужденного за период до восемнад-

цати месяцев, либо ограничением свободы на срок

до трех лет, либо лишением свободы на срок до двух

лет с лишением права занимать определенные долж-

ности или заниматься определенной деятельностью

на срок до трех лет или без такового.

Статья 125 УК РФ. Оставление в опасности

Заведомое оставление без помощи лица, находяще-

гося в опасном для жизни или здоровья состоянии

и лишенного возможности принять меры к самосо-

хранению по малолетству, старости, болезни или

вследствие своей беспомощности, в случаях, если

виновный имел возможность оказать помощь это-

му лицу и был обязан иметь о нем заботу либо сам

поставил его в опасное для жизни или здоровья

состояние, — наказывается штрафом в размере до

восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработ-

ной платы или иного дохода осужденного за период

до шести месяцев, либо обязательными работами

на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов,

либо исправительными работами на срок до одного

года, либо арестом на срок до трех месяцев, либо

лишением свободы на срок до одного года.

Из Правил плавания по внутренним водным пу-

тям РФ

Ст. 16.

Для предотвращения непосредственно

угрожающей опасности или ее возможных послед-

ствий судоводители должны уменьшить скорость

до минимальной и принять все меры, которые дик-

туются практикой судовождения или особыми об-

стоятельствами, даже если вынуждены отступать

от настоящих Правил.

Ст. 17.

В случае неуверенности в оценке ситуации

(неясность в действиях других судов, неподача

или неправильное подтверждение сигналов, по-

теря ориентировки, отсутствие или неисправность

знаков навигационного оборудования и т.п.) су-

доводитель должен уменьшить ход или прекратить

движение до выяснения ситуации.