19
Люди Ветра 1 • 2009
ние индустрии палубной обуви —
кроссовки (regatta shoes). Это —
легкая, удобная, вентилируемая
обувь, созданная с применением
инновационных технологий. На-
пример, стельки кроссовок «Vortex
»производства «Harken» сделаны с
применением серебра, что позво-
ляет им после недели гонок «пах-
нуть как из магазина». Пустячок
вроде, а приятно, особенно для
окружающих. В той же модифи-
кации туфель используется специ-
альная дренажная система, обе-
спечивающая вывод воды наружу.
Тоже приятно.
Нужны в яхтенном хозяйстве и са-
поги резиновые (waterproof boots).
Такие сапоги сгодятся на плохую по-
году. Делают их из мягкой эластич-
ной резины, опять‑таки с нескользя-
щей подошвой. Внутри, как правило,
есть подкладка из ткани (полиамид).
Некоторые сапоги сверху голени-
ща снабжены специальной затяги-
вающейся манжетой для защиты от
воды. Место в багаже такие сапоги
занимают немного, поэтому в пу-
тешествия их лучше брать с собой.
Но долго в них держать ноги не сто-
ит. Это вредно для здоровья. И не
тепло в них, хотя если на термоно-
ски надевать — совсем другое дело.
В общем, они призваны защитить
ноги владельца от дождя и волны.
Если же планируется длительное
путешествие или регата в суровых
неласковых водах или в «несезон»,
то нужны сапоги для экстремальных
условий (deck boots) — верх со-
временной технологии производ-
ства палубной обуви. Как правило,
это высокие сапоги — почти всегда
до колена, но есть и 3/4. Помимо
того, что они не скользят и не про-
мокают, они держат тепло, среди
них есть «дыщащие», а некоторые
еще снабжены системой выведения
пота наружу. Как правило, верхний
слой у них кожаный, либо комбини-
рованный — снизу кожа и мембран-
ная водонепроницаемая ткань выше
ступни. Есть модели, сделанные из
нубука, пропитанного специальным
масляным составом, и есть целиком
из искусственных тканей. Как пра-
вило, используются такие материа-
лы как гортекс (gore-tex изначально
был разработан именно для яхтинга)
или кордура (сordura). Некоторые
производители, например, Г. Ллойд
используют аналоги гортекса. Ино-
гда сапоги также снабжены допол-
нительной манжетой для защиты от
воды.
Важным элементом «экстре-
мальных» сапог является подошва.
Для ее производства, как правило,
используется натуральная резина
с антискользящим покрытием и бо-
роздками отводящими воду. Такие
сапоги должны быть удобны, хоро-
шо защищать лодыжку, легко чи-
стится, быстро и просто сниматься
Палубные
туфли
Кроссовки
Сапоги
резиновые
Сапоги для
экстремаль-
ных условий
Обувь для
швертботов
Harken
+
Sperry
+
+
+
Storm bird
+
+
Aigle
+
+
+
+
Skipper Marine
+
+
Sebago
+
+
Helly Hansen
+
+
Timberland
+
Dubarry
+
+
+
Musto
+
+
+
Henri Lloyd
+
+
+
Gill
+
+
+
+
TBS«TerreBattueSynthétique»
+
+
Gaastra
+
+
Slam
+
+
+
Rockports
+
Mobydick
+
Quay Side
+
+
+
Навязчивой идеей
американца Шварца
было создание кожа-
ных ботинок, которые
не пропускают воду.
В 1973 г.,
когда эта идея увен-
чалась успехом, была
создана компания
Timberland. Палубные
туфли производятся из
кожи и нубука с особой
масляной пропиткой,
не пропускающей воду,
и обрабатываются
составом с серебром,
чтобы уберечь ноги от
бактерий. Со временем
туфли Timberland при-
обрели более легкую
и тонкую подошву со
специальными водоот-
водящими канавками.
Считается, что
первые палубные
туфли — топ-сайдер
— появились в 1935 г.,
а их изобретателем
является Пол Сперри.
Идею топ-сайдера
«подсказал» своему
хозяину пес — спани-
ель по кличке Принц.
Однажды, прогулива-
ясь с собакой, Сперри
обратил внимание на
то, как псу на большой
скорости удается
уверенно держаться на
гладкой поверхности
льда. Вернувшись
домой, Сперри с
помощью резины,
бритвенного лезвия и
обыкновенных тапочек
создал прототип ны-
нешних топ-сайдеров.
и надеваться. Почти все современ-
ные модели снабжены специальной
анатомической стелькой.
Для гонок на швертботах исполь-
зуются короткие водонепроницае-
мые сапоги с заниженным голени-
щем, как правило, неопреновые*
(для тепла), со шнуровкой или, чаще
с молнией (без применения метал-
ла), и липучкой, сбоку, обычно с
внутренней стороны. Такие специ-
альные сапоги делаются с усиле-
нием на пятке, носке и «подъеме»;
подошва для них делается мягкой и,
ясное дело, нескользящей; для повы-
шения прочности швы обрабатыва-
ются специальным составом; молнии
закрыты вставками, предотвращаю-
щими попадание воды внутрь обуви.
Несмотря на гарантированный ком-
форт, такую обувь лучше не носить
более суток, поскольку ногам все же
надо «дышать».
Занимаются производством па-
лубной обуви как компании, спе-
циализирующиеся на производстве
яхтенной одежды и обуви, так и
универсальные производители —
спортивных товаров или обуви.
В приведенной таблице указаны
Таблица. Крупнейшие производители яхтенной обуви
* Красным выделены компании, продукция которых представлена в России
* Неопрен —
мягкий, пористый,
эластичный, водонепро
ницаемый материал,
разновидность синтети
ческого каучука.
крупнейшие производители палуб-
ной обуви. Предложенная класси-
фикация палубной обуви не является
общепринятой и устоявшейся, к при-
меру, в каталогах многих иностран-
ных производителей под понятие
«deck shoes» может попасть чуть ли
не вся яхтенная обувь, а понятие
«regatta shoes» можно переводить
и как «палубные кроссовки», и как
«гоночные туфли», и, возможно, еще
каким-то образом.
n