Previous Page  27 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 60 Next Page
Page Background

25

Люди Ветра 1 • 2009

риканцы её менее последовательно во-

площают. Мы пытаемся в полном смысле

слова надрессировать своих учеников. То

есть дать им правильные образцы поведе-

ния в море. И образцы поведения в опре-

деленных нештатных ситуациях, которые

рассматриваем настолько, насколько нам

хватает времени. Мы осознанно избегаем

теоретизирования. Знания усваиваются

через руки.

Е.К: Таким образом, большая часть

времени отдается практике. Но ей всё-

таки предшествует некий теоретиче-

ский курс?

А.П: Да, безусловно. Теория готовит к прак-

тическим занятиям. И во многом, это —

элемент собственного комфорта. Мы гото-

вим студентов так, чтобы было удобно ра-

ботать с ними в море. Теоретический курс

включает в себя необходимый минимум

знаний. И, опять-таки, мы придерживаем-

ся жесткого прагматизма. К слову, и в RYA,

и в IYT, эта часть, в общем-то, идентична.

Чтобы выйти в море человек, прежде всего,

должен знать «правила движения» — без

знания МППСС он будет провоцировать

аварийные ситуации, да и сам будет по-

стоянно пребывать в страхе и неуверен-

ности. Нам важно передать будущим ка-

питанам дух этих правил. Дать основу так,

чтобы они самостоятельно начали думать.

Фактически мы добиваемся того, чтобы,

как у водителей в бардачке лежат «Пра-

вила дорожного движения», так и наши

студенты всегда имели под рукой сборник

Международных правил предупреждения

столкновений судов в море. И постоянно

возвращались к этой полезной книге по-

сле плавания или во время него при воз-

никновении спорной ситуации. Чтобы они

анализировали и вновь погружались в эти

правила.

Затем следует навигация. Навигация

по бумажным картам сегодня уже скорее

элемент морской эстетики и своего рода

штурманский фетиш. Хотя, это, безуслов-

но, ещё и элемент безопасности. Электро-

ника может подвести в любой момент.

Потому мы даем слушателю умение опре-

деляться на месте, используя окружающие

наземные ориентиры, вести счисления,

отмечать свой путь на карте и читать её,

видеть опасности, пользоваться морски-

ми книгами. При этом мы ориентируемся

не на отечественные издания. Потому что

так или иначе, зона чартерных интересов

лежит за пределами возможностей наших

картографических изданий и наших гидро-

исследовательских институтов. Поэтому с

первых дней мы приучаем наших слуша-

телей к источникам, которыми пользуются

яхтсмены всего мира.

В метеорологии мы даем самые простые

сведения о природных погодообразующих

системах и развиваем умение пользо-

ваться теми источниками прогнозов, ко-

торые будут доступны на практике. Такой

же подход у нас к связи — мы даем общее

понимание системы GMDSS (Глобальная

морская система связи при бедствии и для

обеспечения безопасности) и переходим

к выработке умения вести переговоры по

радиостанции. И на экзаменах, когда про-

водим тестирование по радиосвязи, мы,

прежде всего, просим продемонстриро-

вать схему поведения в конкретных ситуа-

циях — подать сигнал бедствия, предста-

виться береговым службам.

Конечно, разбираем теорию паруса,

устройство яхты. Хотя, это — не те вопросы,

которые должны досконально разбираться

на теоретических занятиях. Может быть, в

аудитории удобно рассказать, что такое

бейдевинд и галфвинд, в чем различие

оверштага от поворота через фордевинд.

На доске в классе это достаточно просто

изобразить. Но углубляться в углы атаки и

уравнение Бернулли мы никогда не будем.

Те, кому это интересно, сами познакомятся

с книгами по аэродинамике или настройке

парусов.

Е.К: Среди тех, кто приходит к вам в

школу на обучение, много ли опытных

моряков?

А.П: Нет, опытных не так уж много. Но слу-

чается, что с учеником сложно говорить

ЯХТЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ЛИЦАХ

Для чего люди приходят

в яхтенные школы и что получают в итоге?

Ринат Даянов

Bareboat Skipper IYT, Divemaster PADI,

GUE DIR-diver

Совладелец строительной компании.

Парусный спорт для меня — дополнительная

возможность общаться с морем, обрести новых

друзей и единомышленников, и, наконец, про-

сто «выпускать пар» после суетной, наполненной

стрессами цивилизации.Имея немного свободного

времени, не смог удержаться от посещения вы-

ставки «Катера и Яхты 2008», где была освещена

работа ассоциации. Немного пообщавшись на вы-

ставочном стенде с её идейными вдохновителями

и создателями, понял — иду учиться! И не откла-

дывать! Прямо в ближайшую группу записался.

А дальше «закружило-понесло», как в известной

песне поётся. Обучение для меня это ещё один

весомый шаг к реализации многочисленных про-

ектов в области подводных погружений. Одно из

моих увлечений — подводная видеосъёмка. Мне

удалось побывать в довольно редких уголках

планеты и снять много материала о жизни акул.

Ещё один дайверский проект имеется у меня «со

товарищи» — поиск и идентификация затонувших

кораблей времён Великой Отечественной войны в

Чёрном море.

Надеюсь, что новое увлечение позволит нам

добраться туда, куда сейчас это было бы сделать

довольно затруднительно.

Что касается навыков, то, по-моему, ни одно

серьёзное дело не терпит дилетантства. Ведь в

деле управления морской яхтой важным является

всё. Здесь есть над чем работать многие годы и

предела опыту и совершенству

нет.От

того, как ты

управляешься с парусами, можешь распознавать

створные знаки и звуковые сигналы, владеешь на-

вигацией, зависит твоя конечная цель.

Конечно очень важный момент, — умение ока-

зать помощь попавшим в неприятности единомыш-

ленникам, поэтому владение средствами связи,

спасательным оборудованием никак нельзя обойти

вниманием. Если учебный процесс тебе интересен,

думаю, что запомнится всё, особенно хочу отме-

тить практическую часть на воде. Ни с чем несрав-

нимое, удовольствие. Подтверждение на практике,

полученных в учебной аудитории, знаний. Первые

самостоятельные шаги — как у ребёнка… Управ-

ление яхтой в твоих руках. Практически ребячий

восторг! Выбрал я Национальную ассоциацию

шкиперов так: проведя небольшую «разведку

боем», пообщавшись с основателями ассоциации

на выставке, познакомившись с учебной програм-

мой, понял — вариантов «на уровне» в Москве, по-

хоже, нет. Да и сама харизма людей, встретивших

и приоткрывших дверь в яхтенный мир, сомнений

в правильности выбора не оставила. Впоследствии