54
Люди Ветра 1 • 2009
М. И. Макаров, В.М. Ветров.
Парусная азбука.
М: «Моркнига», 2008. 252 с.
Последнее
время
издается довольно
много объемных, и
недешевых, перево-
дных книг по яхтен-
ному делу. За ред-
ким исключением, их
покупают для под-
держания парусного
имиджа их владельца или в качестве по-
дарка друзьям-товарищам. Отличная
полиграфия и наличие красивых фото-
графий способствуют созданию обра-
за дорогого и качественного подарка,
однако читать такие книги сложно и
вредно, из‑за безграмотного перевода
и отсутствия редактора. Современных
русских книжек про парус практически
нет. Поэтому выход «Парусной азбуки»
в издательстве «Моркнига» — событие.
Внешне книжка похожа на переиздан-
ных собратьев — и формат большой,
и обложка приметная. Внутри же раз-
ница существенная. Надо сказать, что
авторы понимают предмет, о котором
пишут, что уже хорошо. Информации в
книге много. И графически она поясня-
ется большим количеством иллюстра-
ций (черно-белых), таблиц, графиков и
схем. Их много и они наглядные. Чита-
тель многое может подчерпнуть из кни-
ги: узнать про диаграммы скоростей,
обмер яхт, навигацию, правила плава-
ния, управление лодкой и устройство
яхты. В издании очень подробно изло-
жена теория парусной яхты и дан боль-
шой раздел про гидрометеорологию.
Очень подробно освещены морскихе
узлы, причем рассказано не только, как
и вязать, но и в каких случаях приме-
нять. Есть несколько глав специально для
«самостройщиков». Завершают книгу
толковый словарь яхтсмена и впечат-
ляющий список используемой литерату-
ры — 44 источника.
Тем не менее, есть непонятные места.
Для меня так и осталось загадкой по-
чему «для стакселя и грота выберем па-
русную каландрированную ткань ОАО
Научно-Исследователского Института
Технических Тканей г. Ярославль». По-
чему? И ведь, никаких альтернатив.
Ничего не сказано, например, об обу-
чении как таковом, зато подробно рас-
сказано, как зарегистрировать ФПС и
выдавать права рулевых. При этом, ни
слова о современных школах. Есть ощу-
щение, что книга была написана давно
и была слегка причесана и адаптиро-
вана, путем упоминания современных
событий, таких как «Русская парусная
неделя». Иногда она совсем про другое
время, вот например: «Если вы большой
любитель рукодельничать (это ценят и,
к тому же, вас тяготит коллективная дея-
тельность) — идите на лодочную стан-
цию, договаривайтесь о месте стоянки
может быть еще не существующей яхты
и возможности ее постройки на месте.
На лодочной станции всегда найдут-
ся несколько человек сочувствующих
и вам подобных». И все же, на мой
взгляд, «плюсы» перевешивают «мину-
сы» — книга получилась содержатель-
ной и в хозяйстве пригодится.
Куликов О. А.
Паруса Волгограда:
[очерки] Волгоград:
«Издатель», 2007. 64 с.: ил.
Эту
небольшую
книжку
написал
Олег
Анатольевич
Куликов — журна-
лист, чемпион Рос-
сии и призер По-
волжских парусных
регат 50‑х — 60‑х го-
дов, почетный прези-
дент областной федерации парусного
спорта. Книга — об истории парусного
спорта на Волге. Независимо от оцен-
ки ее художественных достоинств, кни-
га, безусловно, представляет интерес
с исторической точки зрения. Книга
особенно ценна тем, что она написана
свидетелем или участником памятных
для российского яхтинга событий. Кни-
га тематически разделяется на две ча-
сти: история развития парусного спор-
та на Волге и биографические сведения
о значимых для данного региона энту-
зиастов яхтинга. В книге размещено
много фотографий, главным образом,
из архивов автора. Все иллюстрации
снабжены подписями и подробными
комментариями.
Описание
событий
отличается
конкретикой,
свойственной
авто-
рам, описывающим то, что видели
своими глазами: «Расцвет парусного
спорта в Волгограде приходится на
1954‑1960 годы. В этот период на всем
протяжении города от тракторного
до Заканалья на берегу Волги были
построены многочисленные водно-
спортивные базы, где каждый завод
имел несколько парусных судов». Од-
нако события описаны не как автоном-
ные явления, а показаны во взаимос-
вязи: «Постройка яхт-клуба «Сталь» и
победа волжан на Всесоюзных гонках
крейсерских яхт в 1977 году содейство-
вали тому, что в 1979 году на базе этого
яхт-клуба были проведены Всесоюзные
гонки крейсерских яхт по маршруту
Волжский — Саратов — Волжский».
Книга будет полезна тем, кто интересу-
ется историей отечественного яхтинга
и предпочитает получать информацию
«из первых рук».
Пыхтяр А.Н.
Большая тайна океанов
Литературно-художественное
издание. Ростов-на-Дону:
«Странник»: 2008. 280 с.
Книга уважаемого
человека, инжене-
ра отдела кадров
Ростовского
судо-
ремонтного завода
«РИФ» и автора уже
двух книг, посвящена
различным легендам
о морях и океанах,
чудищамподводным, историисудостро-
ения и первым мореплавателям. В ее
основе, по большей части, — статьи из
советских и постсоветских газет и жур-
налов. Видимо, этим обстоятельством
объясняется то, что материалы почти
не связаны между собой хронологиче-
ски. Это — отдельные истории, порой,
очень занимательные. Вот, например,
о женщинах на карабле: «Для женщин
и свиней доступ на корабль его Вели-
чества запрещен: если же они будут
обнаружены на корабле, незамед-
лительно следует выбросить оных за
борт», — гласил закон принятый в Да-
нии в 1562 году. В то время считали, что
единственно верный способ предот-
вратить крушение — «подарить» вол-
нам какую‑нибудь пассажирку, и тогда
Нептун усмирит грозную морскую сти-
хию». В книге много подобных историй,
правда, насколько они соответствуют
фактическому положению дел, сказать
сложно. Много историй про пиратов,
сражения и чудищ. Конечно, не обо-
шлось без Бермудского треугольника.
Если такую книжку читать детям на
ночь, то одно из двух: либо они не от-
станут от вас, пока вы не возьмете их с
собой в море, либо вам их туда не за-
тащить никакими силами.
n
Книжная полка