18
Люди Ветра 2 • 2009
П
ервейшим приоритетом является со-
хранение человеческой жизни. Все
остальные писанные и неписанные
правила, действия шкипера и экипажа
базируются на этом принципиальном со-
ображении. В предыдущих номерах «ЛВ»
достаточно подробно описаны правовые
вопросы и приведены примеры морской
практики, иллюстрирующие основопола-
гающий принцип морского права. Коротко
лишь отмечу, что Конвенция ООН 1982 г.
указывает: «Каждое государство вменя-
ет в обязанность капитану любого судна,
плавающего под его флагом, в той мере, в
какой капитан может это сделать, не под-
вергая серьезной опасности судно, эки-
паж или пассажиров… оказывать помощь
любому обнаруженному в море лицу, ко-
торому угрожает гибель». Об этом говорят
и статьи Уголовного кодекса Российской
Федерации №№ 125 и 270. Можно верить
или не верить в разные морские приметы,
но то, что оставленные без внимания «чу-
дики», плавающие в отрытом море, могут
принести вам до трех лет лишения свобо-
ды, это — факт.
Простым и понятным является момент,
когда ответственность судоводителя насту-
пает
за умышленные действия
, т. е. шки-
пер предвидел последствия своих действий
и сознательно желал их наступления. На-
пример, будучи на «Амазонской регате»,
чрезвычайно изобретательный шкипер
специально разлил вокруг яхты дизельное
топливо, «чтобы змеи и крокодилы не бес-
покоили». Разумеется, мысль о том, что по-
страдают другие обитатели реки и местные
жители, в голову шкиперу-новатору не
пришла. Зато потом пришли полицейские
и достаточно внятно объяснили, в чем кон-
кретно виноват судоводитель-любитель, и
в какую сумму ему обойдется защита от
крокодилов.
Более сложным является вопрос о
вине в
виде «косвенного умысла»
, неосторож-
ности или небрежности. Вина в небрежном
действии, например, когда шкипер, швар-
туясь кормой между двумя лодками, пытал-
ся яхту «с разгона втиснуть» на указанное
место. «Удалой» шкипер так старался, что
оторвал кранцы на своей и на чужих лод-
ках, погнул релинги. В результате удара
пассажиры пришвартованных лодок полу-
чили легкие телесные повреждения, а один
потерял вставную челюсть стоимостью
2700 фунтов. Угадайте, кто платил за весь
этот переполох, включая вставную челюсть,
услуги дантиста, моральный ущерб?
Другой распространенный случай —
от-
сутствие обычной предусмотрительно-
сти
, которая на море называется хорошей
морской практикой. Во время прилива,
яхта вошла в бухту и встала на якоре в
«яме». Якорный огонь не выставили, по-
скольку решили, что «все равно никто не
пройдет». На сооружение за кормой про-
сто не обратили внимания, а зря: это был
причал для судов на воздушной подушке.
Счастливой случайности не произошло, и
ровно по расписанию, в бухте появился
«челнок» и весело моргая желтым пробле-
сковым и другими ходовыми огнями, наско-
чил на мирно спящих яхтсменов. Даже если
предположить, что до этого шкипер никогда
не видел судов на воздушной подушке, он
должен был предусмотреть возможность
такой встречи.
Вина в виде небрежности
. Простей-
ший пример: шкипер принял судно по чек-
листу, сделал предварительную прокладку
с учетом прогноза погоды, ежедневно про-
верял состояние такелажа, уровень топли-
ва и охлаждающей жидкости, вел судовой
журнал и, вообще, все «делал правильно».
Но на пятый день лодка попала в шторм
и утонула. Что шкипер забыл сделать?
Правильно! Проверить прогноз погоды
непосредственно перед выходом в море
утром пятого дня. Каждый шкипер должен
помнить: грубая небрежность равноценна
умыслу.
Вина в виде неправильного выбора
—
шкипер обязан ставить правильных людей
на правильные места. Нельзя поставить
на вахту рулевого, который не имеет до-
статочно навыков по управлению судном.
Например, когда шкипер передает управ-
ление яхтой своему другу, не имеющему
никакого диплома, ночью, в Гибралтарском
проливе. «Да ты чё! Он по «Пироговке» с
восьми лет ходит!» (цитата, место действия
и персонажи — реальные). Шкипер не про-
сто неправ, он подвергает опасности жизнь
всех находящихся на борту. Данный слу-
чай закончился благополучно, правда ру-
левой украинского контейнеровоза сильно
смеялся, когда парусная яхта потребовала
«разойтись правым бортом».
Приоритет сохранения окружающей
среды.
Этот пункт представляется простым
и понятным, но нередко, особенно за гра-
ницей, российские яхтсмены допускают
загрязнение воды горюче-смазочными
материалами, «роняют» мусор за борт,
приносят на борт редкие цветы, кораллы
и другие, особо охраняемые части флоры
и фауны. Вспомните случай с экипажем
из Выборга, который, не желая платить за
дизельное топливо по европейским ценам,
привез запас солярки в канистрах, заправ-
лялся на ветру и пролил «буквально пару
капель». На сумму штрафа можно было бы
заправить крейсер.
Приоритет соблюдения международ-
ных законов, законов государства фла-
га и законов и правил государства пре-
бывания.
За что может быть остановлено и
досмотрено любое судно в открытом море?
Если есть разумные основания подозревать,
что это судно занимается пиратством; это
судно занимается работорговлей; это судно
не имеет национальности; судно идет под чу-
жим флагом или отказывается поднять флаг.
Казалось бы, где пираты, а где законо-
послушные российские шкиперы и паци-
фистки настроенные члены команды? Но,
бывает, что первобытные инстинкты проры-
ваются и, что самое неприятное, вступают
в конфликт с законом. Вполне себе реаль-
ный бизнесмен из Екатеринбурга, простой
уральский парень, взял лодку в Таиланде и
мирно катался себе, рассекая волны, пока
какой‑то катер не пересек ему курс. Силь-
но возбудившись, уралец решил догнать
«обидчика» и «объяснить что к чему». «Ба-
зара» не вышло—пока участники конфлик-
та продирались через плохой английский,
шкипер катера вызвал береговую охрану
по рации. Вы, может быть, слышали, что
строитель мыслит конструкциями, музыкант
тактами, а сотрудник правоохранительных
органов «составами правонарушений».
В этом случае определение акта пиратства
как «любого неправомерного акта наси-
лия, задержания или любой грабеж, со-
вершаемый с личными целями…» подошло
как ключ к замку. Хорошо, что в инцидент
на ранней стадии вмешалось российское
консульство и дело обошлось принесением
извинений. В принципе, учитывая текущее
повальное увлечение борьбой с пират-
ством, дело могло иметь более серьезные
последствия. В Таиланде смертная казнь не
отменена.
n
Судоводитель-любитель, берущий судно в бербоут-чартер за
границей, должен не только знать основные приоритеты и поло-
жения международного морского права, но и иметь представле-
ния о других гранях юридической ответственности шкипера
Грани
небрежности
ТЕКСТ: ДМИТРИЙ ГУРЕНКО