Previous Page  20 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 20 / 60 Next Page
Page Background

18

Люди Ветра 2 • 2009

П

ервейшим приоритетом является со-

хранение человеческой жизни. Все

остальные писанные и неписанные

правила, действия шкипера и экипажа

базируются на этом принципиальном со-

ображении. В предыдущих номерах «ЛВ»

достаточно подробно описаны правовые

вопросы и приведены примеры морской

практики, иллюстрирующие основопола-

гающий принцип морского права. Коротко

лишь отмечу, что Конвенция ООН 1982 г.

указывает: «Каждое государство вменя-

ет в обязанность капитану любого судна,

плавающего под его флагом, в той мере, в

какой капитан может это сделать, не под-

вергая серьезной опасности судно, эки-

паж или пассажиров… оказывать помощь

любому обнаруженному в море лицу, ко-

торому угрожает гибель». Об этом говорят

и статьи Уголовного кодекса Российской

Федерации №№ 125 и 270. Можно верить

или не верить в разные морские приметы,

но то, что оставленные без внимания «чу-

дики», плавающие в отрытом море, могут

принести вам до трех лет лишения свобо-

ды, это — факт.

Простым и понятным является момент,

когда ответственность судоводителя насту-

пает

за умышленные действия

, т. е. шки-

пер предвидел последствия своих действий

и сознательно желал их наступления. На-

пример, будучи на «Амазонской регате»,

чрезвычайно изобретательный шкипер

специально разлил вокруг яхты дизельное

топливо, «чтобы змеи и крокодилы не бес-

покоили». Разумеется, мысль о том, что по-

страдают другие обитатели реки и местные

жители, в голову шкиперу-новатору не

пришла. Зато потом пришли полицейские

и достаточно внятно объяснили, в чем кон-

кретно виноват судоводитель-любитель, и

в какую сумму ему обойдется защита от

крокодилов.

Более сложным является вопрос о

вине в

виде «косвенного умысла»

, неосторож-

ности или небрежности. Вина в небрежном

действии, например, когда шкипер, швар-

туясь кормой между двумя лодками, пытал-

ся яхту «с разгона втиснуть» на указанное

место. «Удалой» шкипер так старался, что

оторвал кранцы на своей и на чужих лод-

ках, погнул релинги. В результате удара

пассажиры пришвартованных лодок полу-

чили легкие телесные повреждения, а один

потерял вставную челюсть стоимостью

2700 фунтов. Угадайте, кто платил за весь

этот переполох, включая вставную челюсть,

услуги дантиста, моральный ущерб?

Другой распространенный случай —

от-

сутствие обычной предусмотрительно-

сти

, которая на море называется хорошей

морской практикой. Во время прилива,

яхта вошла в бухту и встала на якоре в

«яме». Якорный огонь не выставили, по-

скольку решили, что «все равно никто не

пройдет». На сооружение за кормой про-

сто не обратили внимания, а зря: это был

причал для судов на воздушной подушке.

Счастливой случайности не произошло, и

ровно по расписанию, в бухте появился

«челнок» и весело моргая желтым пробле-

сковым и другими ходовыми огнями, наско-

чил на мирно спящих яхтсменов. Даже если

предположить, что до этого шкипер никогда

не видел судов на воздушной подушке, он

должен был предусмотреть возможность

такой встречи.

Вина в виде небрежности

. Простей-

ший пример: шкипер принял судно по чек-

листу, сделал предварительную прокладку

с учетом прогноза погоды, ежедневно про-

верял состояние такелажа, уровень топли-

ва и охлаждающей жидкости, вел судовой

журнал и, вообще, все «делал правильно».

Но на пятый день лодка попала в шторм

и утонула. Что шкипер забыл сделать?

Правильно! Проверить прогноз погоды

непосредственно перед выходом в море

утром пятого дня. Каждый шкипер должен

помнить: грубая небрежность равноценна

умыслу.

Вина в виде неправильного выбора

шкипер обязан ставить правильных людей

на правильные места. Нельзя поставить

на вахту рулевого, который не имеет до-

статочно навыков по управлению судном.

Например, когда шкипер передает управ-

ление яхтой своему другу, не имеющему

никакого диплома, ночью, в Гибралтарском

проливе. «Да ты чё! Он по «Пироговке» с

восьми лет ходит!» (цитата, место действия

и персонажи — реальные). Шкипер не про-

сто неправ, он подвергает опасности жизнь

всех находящихся на борту. Данный слу-

чай закончился благополучно, правда ру-

левой украинского контейнеровоза сильно

смеялся, когда парусная яхта потребовала

«разойтись правым бортом».

Приоритет сохранения окружающей

среды.

Этот пункт представляется простым

и понятным, но нередко, особенно за гра-

ницей, российские яхтсмены допускают

загрязнение воды горюче-смазочными

материалами, «роняют» мусор за борт,

приносят на борт редкие цветы, кораллы

и другие, особо охраняемые части флоры

и фауны. Вспомните случай с экипажем

из Выборга, который, не желая платить за

дизельное топливо по европейским ценам,

привез запас солярки в канистрах, заправ-

лялся на ветру и пролил «буквально пару

капель». На сумму штрафа можно было бы

заправить крейсер.

Приоритет соблюдения международ-

ных законов, законов государства фла-

га и законов и правил государства пре-

бывания.

За что может быть остановлено и

досмотрено любое судно в открытом море?

Если есть разумные основания подозревать,

что это судно занимается пиратством; это

судно занимается работорговлей; это судно

не имеет национальности; судно идет под чу-

жим флагом или отказывается поднять флаг.

Казалось бы, где пираты, а где законо-

послушные российские шкиперы и паци-

фистки настроенные члены команды? Но,

бывает, что первобытные инстинкты проры-

ваются и, что самое неприятное, вступают

в конфликт с законом. Вполне себе реаль-

ный бизнесмен из Екатеринбурга, простой

уральский парень, взял лодку в Таиланде и

мирно катался себе, рассекая волны, пока

какой‑то катер не пересек ему курс. Силь-

но возбудившись, уралец решил догнать

«обидчика» и «объяснить что к чему». «Ба-

зара» не вышло—пока участники конфлик-

та продирались через плохой английский,

шкипер катера вызвал береговую охрану

по рации. Вы, может быть, слышали, что

строитель мыслит конструкциями, музыкант

тактами, а сотрудник правоохранительных

органов «составами правонарушений».

В этом случае определение акта пиратства

как «любого неправомерного акта наси-

лия, задержания или любой грабеж, со-

вершаемый с личными целями…» подошло

как ключ к замку. Хорошо, что в инцидент

на ранней стадии вмешалось российское

консульство и дело обошлось принесением

извинений. В принципе, учитывая текущее

повальное увлечение борьбой с пират-

ством, дело могло иметь более серьезные

последствия. В Таиланде смертная казнь не

отменена.

n

Судоводитель-любитель, берущий судно в бербоут-чартер за

границей, должен не только знать основные приоритеты и поло-

жения международного морского права, но и иметь представле-

ния о других гранях юридической ответственности шкипера

Грани

небрежности

ТЕКСТ: ДМИТРИЙ ГУРЕНКО