Previous Page  22 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 22 / 60 Next Page
Page Background

20

Люди Ветра 2 • 2009

Н

ачало нового века можно назвать

периодом ренессанса парусного

спорта России. Всё чаще можно

видеть паруса на воде, заметно увеличи-

лось количество соревнований с хорошим

уровнем организации, в гонках за рубе-

жом участвует довольно широкий круг рос-

сийских яхтсменов — любителей, помимо

бюджетных средств, появилась поддержка

частных спонсоров. Значительно расши-

рились границы информационного поля,

посвященного парусному спорту. Наряду

с печатным ветераном «Катера и яхты»

появились новые современные издания.

Они предоставляют читателям интересную

и полезную информацию о парусной жиз-

ни в нашей стране и в мире, но в основном

описательного характера. Статей же за-

трагивающих проблемы развития нашего

парусного спорта на современном этапе

практически нет.

На мой взгляд, у людей, ответственных

за принятие решений, нет понимания того,

что происходит в российском парусном

спорте сегодня. Уже два десятка лет, как

страна изменилась, а мы живем понятия-

ми, оставшимися от старой системы. Уже в

1990‑е годы стало очевидно, что мы серьёз-

но отстаём от мирового уровня. Но ника-

кой конкретной программы действий не

разрабатывается. В последние два десятка

лет, мне ни разу не доводилось видеть ни

одного программного документа или про-

блемной статьи, где бы поднималась тема

развития парусного спорта России. Если

это где‑то и имело место, то только келей-

но и в чисто вербальной форме.

Уже давно следует понять, что спорт, как

социальное явление, перешагнул через

коммерческую фазу развития и стал ин-

струментом политики. Парусный спорт не

является исключением, и, если мы играем

в эти игры, то и реагировать на это надо

адекватно. Если, конечно, ставить задачу

остаться в передовых парусных державах.

Я убежден, что сегодня начинать надо

с создания национальной концепции раз-

вития парусного спорта. Одним из фунда-

ментальных вопросов этого программного

документа должен стать вопрос судострое-

ния. И, уж если игра в футбол требует, как

минимум, изготовления мячей и трусов, то

парусный спорт требует, пусть небольшой,

но производственной базы. Сегодня у нас

есть гонщики, тренеры, яхт-клубы, какое-

никакое финансирование, есть, наконец,

традиции. Но серийного производства

спортивных яхт в стране нет. Нет уже более

20 лет.

Предыдущий, надеюсь, не последний

раз тема строительства яхт серьёзно рас-

сматривалась на президиуме ФПС СССР

в 1981 году, когда было принято решение о

серийном производстве швертботов клас-

са «Луч», — аналога «Лазера». «Лазер»

тогда ещё не был олимпийским классом.

Решение ФПС не зависло на бумаге, а

было реализовано в строительную про-

грамму. В то время «Луч» стал единствен-

ным национальным классом, который вы-

пускался серийно. Трудно представить,

где бы мы были сейчас, не реши мы эту

задачу в восьмидесятые годы. На «Лучах»

последние четверть века держалась, да и

до сих пор во многом строится подготовка

спортсменов на местах.

После распада Союза яхты у нас стро-

ят только энтузиасты, самостоятельно

выбирая тип судна, опираясь только на

собственное видение предмета. Так у нас

появились «Снайп» и «Зумм 8». В прошлом,

2008 году, на воду вышли «Эм-ки».

Но эти яхты на стартах регат появились

без участия ВФПС. Крейсерские яхты —

тема другого разговора. Заграницей яхты

закупаются в единичных экземплярах и

существующая практика оплаты тамо-

женных пошлин этому совсем не способ-

ствует. Кроме того, хорошо известно, что

на импортных закупках далеко не уедешь

— необходимо развивать собственное су-

достроение. Это понимал еще царь Петр,

который построил 141 судно для Невской

флотилии для обучения хождению по во-

дам. По тем временам — цифра огромная.

Историки говорят, что и тогда в государ-

стве было туго с деньгами.

То, что сегодня яхты строить надо, —

бесспорно. Если ставить задачу подго-

товки гонщиков высокой квалификации,

то здесь необходимо чётко определиться

с составом флота для этой цели. Двумя —

тремя типами яхт не обойтись. Как показа-

ла практика последних трёх десятилетий,

концепция массового строительства яхт

олимпийских классов нежизнеспособна.

Во-первых, это — дорогое удовольствие.

Во-вторых, в Олимпийской программе

практикуется замена классов яхт. И, по

мере развития пластикового судострое-

ния, этот процесс, скорее всего, будет

ускоряться. Только на моей памяти, из

олимпийской программы были исключены

классы «5.5», «Дракон», «Солинг», «Ле-

тучий голландец», «Темпест». Даже такой

авторитетный в парусном мире класс, как

«Звёздный», дважды порывались вывести

из программы. И, последнее решение

ISAF, это — исключение «Торнадо».

В вопросе судостроения, ВФПС должна

чётко определить позицию по всей базо-

вой линейке яхт. Всю гамму судов: от яхт

начального обучения, тренировки и отбо-

ра перспективных спортсменов, до клас-

сов необходимых в подготовке гонщиков,

способных выигрывать на международной

арене. ВФПС, как головная организация

страны в этом виде спорта, обязана опре-

делиться в вопросе строительства яхт. В ру-

ках федерации есть довольно действенный

рычаг — календарь соревнований чемпио-

ната России. В нашем случае, в конкурент-

ной борьбе шанс победить имеет не только

та сторона, у которой больше флот и ях-

тсменов, но и та, которая рациональнее

использует наличные ресурсы. Хорошим

примером продуманной системы подготов-

ки и отбора спортсменов, опирающейся

на реальные возможности судостроения,

может служить опыт подготовки гонщиков

высокого класса в ГДР. Тогда страна при

дефиците финансовых средств на фоне

ограниченных людских ресурсов, за сорок

лет своего существования, в течение почти

четверти века в олимпийских классах яхт

была одной из ведущих парусных стран

мира.

Уже сейчас надо начинать готовить

основу для борьбы за Олимпийские меда-

ли 2016 и 2020 годов и далее. И этим фун-

даментом может стать программа разви-

тия парусного спорта в России, которую

ВФПС обязана создать в ближайшее вре-

мя. Только при этом условии, возможен

системный подход к решению конкретных

задач, вплоть до планирования медалей

мирового достоинства.

n

Надо ли строить

яхты в России?

ТЕКСТ: Анатолий Кондаков

Фото: Л. Дубейковский