

23
Люди Ветра 2 • 2009
известных мегаяхт для всемирно известных
владельцев. Ответ был лаконичен: «такое
судно построить нельзя». А, если «льзя»,
то никому не нужно. А, если нужно, то не
окупится — никогда.
Хотя, были и те, кто с готовностью согла-
сился осуществить проект. Николаевская
верфь на Украине, например. Правда, по-
просили там 60 миллионов евро, да и на
вопрос, строили ли что‑то подобное, чест-
но ответили, что нет, но это ерунда, запла-
тите аванс и все будет хорошо. Подобных
«соискателей авансов» нашлось тогда,
увы, немало.
В результате долгих поисков генераль-
ным подрядчиком стала польская компания
«Choren Design & Consulting», имеющая на
своем счету 17 реализованных проектов
парусных кораблей. Было сформулирова-
но ТЗ, в Польше разработали проект, и к
началу 2006 г. в Москве и Гданьске уже ак-
тивно трудились над созданием парусника.
Функции генерального проектировщика и
генерального подрядчика были возложены
на фирму «Choren Design & Consulting», а
разработка экстерьерного и интерьерного
дизайна, закупка материалов, оборудо-
вания и коммерческое продвижение про-
дукта — на Московский офис специально
образованной для реализации проекта
акционерной компании «88 PARSEC».
В результате работы гданьского офиса
был сделан предварительный проект со все-
ми необходимыми расчетами. Затем там же
была проведена серия испытаний в гидроди-
намическом бассейне. Работа над экстерье-
ром заняла не меньше времени, чем само
проектирование, но благодаря разделению
функций офисов, работы проводились па-
раллельно и не удлинили процесс.
Дизайн
На первом этапе дизайн-проектирования
был объявлен открытый конкурс на лучший
эскизный проект. После выявления побе-
дителя началась работа над экстерьером
«Бегущей по волнам». Шаг за шагом прори-
совывался облик «Бегущей». День за днем,
в течение пяти с лишним месяцев Надежда
Степченко (дизайнер) работала над про-
ектом. Ежедневные обсуждения деталей по
телефону, каждые две недели — поездка в
московский офис на совещание, поездки в
Гданьск, встречи с экспертами… Поражали
творческое начало и воля к победе этой
маленькой женщины. Поэтому неудиви-
тельно, что в процессе зарождения облика
парусника дизайн стал диктовать требо-
вания к техническим характеристикам.
Почти в самом конце дизайн-проекта была
сделана коррекция линии прогиба борта,
так же отрабатывалась линия форштевня,
линия наклона и перегиба транца, линии
расположения иллюминаторов и другие.
Естественно, дизайнерская обработка не
коснулась подводной части корпуса — там
полностью учтены технические требования.
В рамках этой статьи невозможно пере-
числить все работы по проектированию.
Корпус, надстройки, план расположения,
мачты, такелаж, паруса, энергетика, дви-
гатель, системы выхлопа и охлаждения,
пропульсия, винт регулируемого шага,
электрика, гидравлика, электроника, ва-
куумная система, противопожарная систе-
ма, кондиционирование… Все должно быть
рассчитано, спроектировано, проверено и
утверждено. На это ушли тысячи квалифи-
цированных человеко-часов.
И все же, рассказывая о паруснике,
нельзя хотя бы коротко не упомянуть о па-
русах. Парусное вооружение «Бегущей»
— баркентина. Прямые паруса на фоке и
три кливера, все с гидравлическими рол-
лерами, на гроте и бизани паруса косые,
гик заднего треугольного паруса (бри-
гантины) служит дополнительным подъ-
емным устройством для грузов. Паруса
грот-мачты и бизань-мачты, т. е. средней и
задней, управляются не роллерами, как на
фоке (передней мачте), а гидравлическими
кабестанами. Применяемые сейчас для
парусов прочные синтетические материа-
лы позволяют сделать косые и треугольные
паруса более эффективными в широком
диапазоне углов к ветру, чем прямые.
Тем не менее, прямые, на относительно не-
больших углах к ветру, дают большую тягу.
Кроме того, прямые паруса придали «Бегу-
щей» неповторимо красивый силуэт.
Дело осталось за небольшим — постро-
ить. А строится корабль по секциям. Каждую
секцию сваривают вручную из готовых эле-
ментов на стапеле. Процесс на всех этапах
контролируется, в том числе проводится
рентгеноскопия сварных швов. После про-
верок наступает кульминационный момент
сборки — огромный плавучий кран под-
нимает по очереди носовую и кормовую
секции и устанавливает их вместе на общий
стапель прямо у кромки причальной стенки
верфи. Отсюда уже корпус будет спущен на
воду. Точность стыковки невероятная — на-
копленная в результате сборки погрешность
не превышает 1,5 миллиметра.
В Гданьске гигантский плавучий кран
поднимает готовый корпус и опускает его
на воду. Но на минуту останавливается
для очень важного мероприятия. Дочь ге-
нерального конструктора, 16‑ти летняя Ве-
роника, разбивает традиционное шампан-
ское о корпус, висящий в метре от воды.
И произносит такие примерно слова: «Плы-
ви по морям и океанам, прославляй твоих
создателей… нарекаю тебя «Бегущая по
волнам». Главное событие произошло. Уже
потом Веронику спросили, читала ли она
одноименную повесть А.Грина. Как оказа-
лось — нет, и даже не слышала о ней. Но
именно так корабль обрел свое имя...
Потом из Калининграда пришла бар-
жа с мачтами и надстройками. Заказ был
оформлен в формате «Лего» — собирай-
те, как хотите. Ничего, мастера в Гданьске
покумекали над чертежами и собрали.
Потом уже был разработан и реализо-
ван дизайн-проект интерьеров — процесс
также не обошелся без накладок. Имени-
тая иностранная фирма, увы, предложила
скучнейшее типовое решение, и пришлось
срочно искать настоящего дизайнера.
Нашли здесь — в России. Доцент Строга-
новской академии Валентин Михайлович
Жуков нашел удачные решения для оформ-
ления внутреннего пространства корабля.
Сейчас строительство уже подходит к
концу. Стоят мачты, приварены релинги,
установлены и подключены основные си-
стемы жизнеобеспечения. И все, кто уча-
ствовал в проекте, с нетерпением ждут
первого выхода «Бегущей» в свет. По пла-
нам, он намечен на лето нынешнего года.
Предполагается, что «Бегущая» будет со-
вершать именно круизы, а не обычные
чартеры. Это означает, что можно будет
купить каюту или, возможно, одно место.
Кроме того, помимо парусного приключе-
ния, путешественники смогут насладить-
ся и пляжным отдыхом, и экскурсиями на
островах. Первые круизы планируются в
районах Эгейского и Карибского морей, а
особая привлекательность проекта состоит
в том, что ориентирован он на российский
рынок.
n