14
Люди Ветра 2 • 2010
«Петр Первый»
покоряет Арктику
Экипаж российской яхты «Петр I» планирует рекорд: впервые в истории обогнуть Северный
Ледовитый океан без помощи ледоколов за одну навигацию
С
тарт экспедиции назначен на
1 июня 2010 г. из Санкт-Петербурга.
Планируется, что, обогнув Скан-
динавию, «Петр I» прибудет в Мурманск,
откуда и начнет арктическое плавание.
Маршрутом предусмотрены заходы в рос-
сийские и иностранные порты: Диксон,
Певек, Провидения, Барроу (США), Тукто-
яктук, Кембридж-бэй (Канада), Форт Росс,
Клайд, Готхоб (Гренландия), Рейкъявик
(Исландия). Финиш планируется в ноябре
2010 г. в Санкт — Петербурге. Экспедиция
организуется при поддержке Министер-
ства транспорта РФ. Существенный вклад
в подготовку похода внес концерн «Росэ-
нергоатом».
Северный Ледовитый океан — самая
северная и наименее изученная часть Ми-
рового океана. Почти вся его акватория,
целиком расположенная к северу от По-
лярного круга, бóльшую часть года по-
крыта льдом. Океан имеет большое стра-
тегическое значение: через него пролегает
кратчайший путь из Северной Америки
в Россию. Еще и поэтому в послевоенный
период Арктика стала зоной интенсивных
исследований в рамках научных и военных
программ. Во время экспедиции «Петра I»
будут проведены гидрометеорологические
исследования в районе плавания во взаи-
модействии с Арктическим и Антарктиче-
ским институтом.
Как говорит капитан яхты Даниил Гав-
рилов, задумка осуществить кругосвет-
ное Арктическое плавание появилась уже
давно. Инициаторы проекта несколько лет
назад начали искать яхту, отвечающую
требованиям хождения в Северном Ледо-
витом океане. История знает немало слу-
чаев поэтапного освоения его вод, а также
переходов с зимовками в портах. Дан-
ная же экспедиция беспрецедентна, так
как планируется обогнуть океан за одну
навигацию. Выбор пал на яхту «Петр I».
Она была построена в 1992 г. в Магнито-
горске. Участвовала в трансатлантическом
плавании в честь 500‑летия открытия Аме-
рики, и после возвращения была переобо-
рудована для круизных плаваний. В даль-
нейшем «Петр I» неоднократно принимал
участие в международных регатах учебных
парусников, а в 2009 г. яхта заняла второе
место в «The Tall Ships’ Race» в классе «D».
Сроки на подготовку были отведены в бук-
вальном смысле спринтерские: яхту нача-
ли перестраивать осенью 2009 г. Экипаж
принял решение заменить практически все
оборудование, а также удлинить корпус
с кормы для улучшения ходовых качеств.
К настоящему времени завершена по-
сменная круглосуточная работа по ремон-
ту лодки и экипаж наконец готов бросить
вызов суровой Арктике. Восьми членам
экипажа предстоит преодолеть 12500 миль
в экстремальных условиях: в арктическое
лето средняя температура не превышает
10 градусов по Цельсию. Главная трудность
хождения в тех водах — это льды, а пери-
од навигации очень короткий — с июля
до конца сентября. Иногда затертым сре-
ди льдин судам приходится стоять не одни
сутки в ожидании, когда откроется проход.
Учитывая все это, у команды не будет вре-
мени расслабиться ни на секунду. В это же
время, норвежский тримаран планирует
выйти в такое же плавание из Осло, со-
ставляя, таким образом, заочную конку-
ренцию российскому экипажу.
n