

21
Люди Ветра 2 • 2010
ЛВ:
Интересуют моторы для парусных яхт.
ВГ:
Это линейка от 10 до 140 лошадиных
сил, можно и больше, но, если больше
140 л. с. — это уже спецпроект.
ЛВ:
Что главное в моторе для парусной
яхты?
ВГ:
Главное — чтобы он запускался, когда
его запускают. Все остальное — вторично.
ЛВ:
А что вторично?
ВГ:
Все остальное: шум, запахи…
ЛВ:
Вес?
ВГ:
В меньшей степени, вес. Может быть,
это актуально для гоночных лодок. В со-
временных моторах разница у конкурен-
тов в весе от 10 до 30 кг. Если лодка не го-
товится к гонке, то вес не актуален. Мы
в «Вольво» говорим клиентам: чем больше
вес, тем меньше вибрация.
ЛВ:
Два двигателя на яхту ставятся?
ВГ:
Если говорить о двух источниках мощ-
ности, то на «Вольво оушен рейс» — два
мотора: один ходовой, другой вспомога-
тельный. Если мы говорим о двух моторах
как ходовых, то это, прежде всего, катама-
раны.
ЛВ:
Есть статистика по поломкам?
ВГ:
Статистика говорит, что на парусных
лодках люди ходят больше под парусом,
чем под мотором: моторы не нарабатыва-
ют «свои» часы.
ЛВ:
Гарантия на моторы?
ВГ:
Конечно: один год от завода плюс один
год, если мотор обслуживался у официаль-
ного дилера.
ЛВ:
Обращаются в период гарантии?
ВГ:
Обращаются,
конечно,
если
что‑то происходит… Бывают случаи, свя-
занные с нами, а бывают случаи, свя-
занные с установкой. Поскольку лодка
парусная, мотор вторичен, ему уделяется
внимания мало, поэтому могут поставить
как‑нибудь не так, отсюда и вибрация,
шумы, ограниченный доступ. Всякие нюан-
сы могут быть.
ЛВ:
Есть разница между тем, что вы ставите
на парусную лодку и моторный катер?
ВГ:
Характерный пример: лодка длиной 50
футов и более. На ней можно ставить мо-
тор, который, в принципе, в нижнем мощ-
ностном диапазоне, может быть установ-
лен и на моторном катере. Еще, есть такой
класс катеров, особенно они популярны
в Финляндии: 6–7 метровые рыболовные
тихоходные семейные круизеры: там ско-
рость значения не имеет — идут себе
где‑то 6 узлов. Всем хорошо.
ЛВ:
Выхлоп меньше — экология лучше?
ВГ:
Мы, в «Вольво», готовимся к 2014 году,
когда требования по выхлопу будут такие,
что придется либо существенно дорабаты-
вать мотор, либо применять альтернативные
технологии типа рециркуляции выхлопных
газов. Альтернативная технология, напри-
мер, состоит в том, что ставят катализатор,
в который будет впрыскиваться мочевина:
часть газов превращается в оксиды и окиси
азота, которые потом разлагаются… Боль-
шинство вещей, которые сегодня делаются
вокруг моторов, точнее большая часть де-
нег, которые тратятся сегодня разработчи-
ками моторов вокруг соответствия требова-
ниям по экологии, касаются так называемых
альтернативных технологий. Между тем,
любое усложнение мотора — потеря надеж-
ности. С точки зрения надежности старым
моторам особо предъявить‑то нечего.
ЛВ:
Если бы стояла задача разработать аб-
солютно новый мотор, то что это было бы?
ВГ:
Не знаю. В «Вольво» есть несколько пер-
спективных направлений, самые интресные:
топливные ячейки и биотопливо. Это из того,
что серьезно рассматривается.
ЛВ:
Вода — тоже топливо?
ВГ:
Теоретически это так, но нужно сде-
лать мотор коммерческий, который мож-
но будет продавать. Для этого технология
должна стать массовой. Сейчас останови-
лись на технологии с мочевиной, потому
что в Европе уже есть сеть заправок — есть
инфраструктура.
ЛВ:
На конференции Вы сказали, что ры-
нок моторов в Штатах и Европе «упал»,
а в России «вырос»: есть объяснение?
ВГ:
Первая причина состоит в том,
что в 2009 году привезли мало катеров
и это хорошо сказалось на наших произ-
водителях, они продали практически все,
что было. Второе: мы стали более плотно
работать с производителями. Мы не ста-
вим задачи продать, как можно больше
сначала: сначала важно построить инфра-
структуру. У нас этот этап занял семь лет.
ЛВ:
Двигатели «Вольво пента» здесь дела-
ются?
ВГ:
Нет — в Швеции.
ЛВ:
На «Вольво оушен рейс» какие двига-
тели использовались?
ВГ:
Там стоял двигатель D2–75 (75 л.с.)
в качестве маршевого, главного и, если па-
мять не изменяет, «тридцатка» в качестве
вспомогательного.
ЛВ:
У всех яхт двигатели «Вольво пента»?
ВГ:
Да: это условие контракта.
ЛВ:
Что определяет цену двигателя — мощ-
ность?
ВГ:
Упрощенно — да: можно считать стои-
мость лошадиной силы. Но есть и другие па-
раметры: можно сравнить системы охлаж-
дения, мощность навешенного генератора…
Мы сейчас переводим все наши приборы
на цифровые платформы. Идеология очень
простая: если мы прокладываем цифровую
шину на лодке, то почему бы ее не нагру-
зить чем‑то еще: топливным датчиком, ука-
зателем положения руля и еще чем‑нибудь.
Это уже не просто мотор.
n
Не просто мотор
1 марта 2010 года на заводе Volvo Group в Калуге состоялась
итоговая пресс-конференция Volvo по итогам работы компании
в 2009 году на российском рынке
Интервью с Всеволодом Гавриловым, генеральным директором Volvo Penta