25
Люди Ветра 2 • 2010
дом маяке), вводилась должность директо-
ра балтийских маяков. Всеми вопросами
маячного строительства в России, а затем
в СССР, занималась Гидрографическая
служба ВМФ, образованная в 1827 г.
Маячному строительству в России всег-
да не хватало средств. Огромные просто-
ры, более позднее начало строительства
капитальных маяков, по сравнению с ве-
дущими европейскими державами, частые
войны, разнообразие климатических ус-
ловий, недооценка важности ограждения
навигационных опасностей со стороны чи-
новников — все это сильно осложняло раз-
витие маячной службы. К моменту распада
СССР на его берегах насчитывалось 554
световых маяка, 228 радиомаяков и 2156
светящих знаков.
Маяки, которых нет
Во времена СССР существовал ряд проек-
тов памятников-маяков циклопических раз-
меров, которые по тем или иным причинам
не были реализованы, например, конкурс-
ный проект маяка памятника В.И. Ленину
в ленинградском порту: по условиям между-
народного конкурса, объявленного в марте
1932 г., высота маяка составляла 110 метров
Ростральные колонны
(Санкт-Петербург, Нева)
Многим известны Ростральные колонны
на Стрелке Васильевского острова в Санкт-
Петербурге. Построены они по проекту
Ж.Ф. Тома-де-Томона одновременно со зда-
нием Биржи в 1805–1810 гг. На вершинах ко-
лонн установлены металлические треножники
с чашами: в XIX в. в них заливалось масло,
которое зажигалось с наступлением суме-
рек. Одна из колонн была маяком для судов
на малой Неве, другая — указывала путь
в Большую Неву. Маяки служили до 1885 г.
В наши дни на ростральных колоннах тоже
зажигается огонь, но это случается во время
особых празднеств. Одними из последних
были торжества по случаю финиша регаты
VolvoOcean Race в июне 2009 г. Сегодня вме-
сто масла используется газ, который подается
к металлическим треножникам по специаль-
ной трубе.
Маяк в комплексе Алые-Паруса
(Москва, Москва-река)
В Москве — порте пяти морей — тоже мож-
но найти маяк, который не так давно по-
строен в жилом комплексе «Алые паруса»
в Строгинской пойме Москвы-реки. В дан-
ном случае маяк, скорее, архитектурное
украшение, чем реальная навигационная
необходимость.
Маяки Ладожского озера
Немало маяков и на внутренних водных
путях России. На Ладожском озере, поми-
мо прочих, примечательны Осиновецкий
маяк (на мысе Сторожевой) и Сторожен-
Маяк. Анапа.
(из коллекции В.П. Кораблева)
Нижний Новгород.
(из коллекции В.П. Кораблева)
Маяк Аскольд (Японское море)
Фото В. В. Серебрянского
Ростральная колонна
на финише VOR 2008-2009
Фото В.П. Кораблева
Осиновецкий маяк
(Ладожское озеро,
мыс Сторожевой)
Модель.
Автор Саврасов А.