28
Люди Ветра 2 • 2010
находится о. Аскольд, названный в честь
парусно-винтового фрегата «Аскольд».
Остров является отличным ориентиром
для судов, идущих к Владивостоку с юга
и юго-востока. Благодаря значительной
высоте (в северной части достигает 353м),
он являлся естественным маяком и на пер-
вых русских картах так и назывался —
Маячный. Суда, идущие в порт с востока,
не могли миновать о. Аскольд, поэтому
естественно, что остров, лежащий на мор-
ском пути в порт, требовал навигационно-
го ограждения. Осенью 1881 г. строитель-
ство маяка на о. Аскольд было завершено.
Башня была высотой 8,4м от основания.
Несмотря на близость к Владивостоку, ра-
бота маячников была достаточно тяжелой.
Поначалу мешало отсутствие связи с бе-
регом, а из‑за отсутствия свежих продук-
тов и очень сырого климата личный состав
маяка часто болел. В 1917 г. маяк перестро-
или. Внешние черты сохранились до насто-
ящего времени.
Интересен такой факт. 21 сентября 1951 г.
в Севастополе закончилось строитель-
ство нового Херсонесского маяка взамен
старого, разрушенного до основания фа-
шистами. В фонарной башне нового маяка
был смонтирован полизольный осветитель-
ный аппарат, доставленный с Тихоокеан-
ского флота с маяка Аскольд. В настоящее
время маяк Аскольд оснащен современной
светооптической техникой и радиомая-
ком и продолжает надежно обеспечивать
безопасность мореплавания на подходах
к заливу Стрелок и Владивостоку.
Молчат маяки
Перемены, произошедшие в России за по-
следние десятилетия, коснулись и маячной
службы. Очень больно видеть, как немало
маяков обветшало и разрушилось, при-
чем нельзя сказать, что основной причи-
ной стало развитие прогресса, связанное
с появлением современных средств спут-
никовой навигации. В других странах не-
используемые маяки перепрофилируют
под гостиницы или другие объекты туризма.
Есть заброшенные маяки, знакомые мно-
гим яхтсменам, например, на Онежском
озере, их можно использовать, как ориен-
тиры днем, но ночью они совершенно бес-
полезны.
Бесов нос
(Онежское озеро)
Заброшенный маяк на мысу Бесов Нос
на восточном побережье Онежского озе-
ра недалеко от впадения в озеро реки
Чёрной. Больше знаменит сам мыс, счита-
ющийся уникальным природно-археоло-
гическим памятником Европейского Севе-
ра, на камнях которого найдены древние
петроглифы времен неолита, один из ко-
торых считается изображением «Беса»,
которому монахи Муромского монасты-
ря в XV‑XVI вв. пририсовали крест, дабы
уменьшить его дьявольскую силу.
Остров Василисин
(Онежское озеро)
Заброшенный маяк на о. Василисин зна-
ком многим яхтсменам. Некогда на остро-
ве была метеостанция и острову был даже
присвоен почтовый индекс, но со време-
нем станция закрылась, а один из низовых
пожаров уничтожил и саму постройку.
Любой рассказ о маяках был бы не по-
лон без упоминания о маячниках — смо-
трителях маяков. Маячник не профессия,
а образ жизни. Работа в любую погоду,
в любое ненастье, в любое время…Извест-
но много случаев героических поступков
маячников во имя оказания помощи моря-
кам. К сожалению, долгое время о жизни
и работе маячников обычным людям было
мало что известно. Позитивно, что в по-
следнее время все больше и больше начи-
нают о них писать и снимать фильмы. Это,
конечно, отдельная тема.
n
Осиновецкий маяк
(Ладожское озеро,
мыс Сторожевой)
Маяк на о-ве Василисин
(Онежскоеозеро)
Фото В.П. Кораблева
Стороженский маяк
(Ладожское озеро)
Фото В.П. Кораблева