Previous Page  28 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 60 Next Page
Page Background

28

Люди Ветра 2 • 2010

находится о. Аскольд, названный в честь

парусно-винтового фрегата «Аскольд».

Остров является отличным ориентиром

для судов, идущих к Владивостоку с юга

и юго-востока. Благодаря значительной

высоте (в северной части достигает 353м),

он являлся естественным маяком и на пер-

вых русских картах так и назывался —

Маячный. Суда, идущие в порт с востока,

не могли миновать о. Аскольд, поэтому

естественно, что остров, лежащий на мор-

ском пути в порт, требовал навигационно-

го ограждения. Осенью 1881 г. строитель-

ство маяка на о. Аскольд было завершено.

Башня была высотой 8,4м от основания.

Несмотря на близость к Владивостоку, ра-

бота маячников была достаточно тяжелой.

Поначалу мешало отсутствие связи с бе-

регом, а из‑за отсутствия свежих продук-

тов и очень сырого климата личный состав

маяка часто болел. В 1917 г. маяк перестро-

или. Внешние черты сохранились до насто-

ящего времени.

Интересен такой факт. 21 сентября 1951 г.

в Севастополе закончилось строитель-

ство нового Херсонесского маяка взамен

старого, разрушенного до основания фа-

шистами. В фонарной башне нового маяка

был смонтирован полизольный осветитель-

ный аппарат, доставленный с Тихоокеан-

ского флота с маяка Аскольд. В настоящее

время маяк Аскольд оснащен современной

светооптической техникой и радиомая-

ком и продолжает надежно обеспечивать

безопасность мореплавания на подходах

к заливу Стрелок и Владивостоку.

Молчат маяки

Перемены, произошедшие в России за по-

следние десятилетия, коснулись и маячной

службы. Очень больно видеть, как немало

маяков обветшало и разрушилось, при-

чем нельзя сказать, что основной причи-

ной стало развитие прогресса, связанное

с появлением современных средств спут-

никовой навигации. В других странах не-

используемые маяки перепрофилируют

под гостиницы или другие объекты туризма.

Есть заброшенные маяки, знакомые мно-

гим яхтсменам, например, на Онежском

озере, их можно использовать, как ориен-

тиры днем, но ночью они совершенно бес-

полезны.

Бесов нос

(Онежское озеро)

Заброшенный маяк на мысу Бесов Нос

на восточном побережье Онежского озе-

ра недалеко от впадения в озеро реки

Чёрной. Больше знаменит сам мыс, счита-

ющийся уникальным природно-археоло-

гическим памятником Европейского Севе-

ра, на камнях которого найдены древние

петроглифы времен неолита, один из ко-

торых считается изображением «Беса»,

которому монахи Муромского монасты-

ря в XV‑XVI вв. пририсовали крест, дабы

уменьшить его дьявольскую силу.

Остров Василисин

(Онежское озеро)

Заброшенный маяк на о. Василисин зна-

ком многим яхтсменам. Некогда на остро-

ве была метеостанция и острову был даже

присвоен почтовый индекс, но со време-

нем станция закрылась, а один из низовых

пожаров уничтожил и саму постройку.

Любой рассказ о маяках был бы не по-

лон без упоминания о маячниках — смо-

трителях маяков. Маячник не профессия,

а образ жизни. Работа в любую погоду,

в любое ненастье, в любое время…Извест-

но много случаев героических поступков

маячников во имя оказания помощи моря-

кам. К сожалению, долгое время о жизни

и работе маячников обычным людям было

мало что известно. Позитивно, что в по-

следнее время все больше и больше начи-

нают о них писать и снимать фильмы. Это,

конечно, отдельная тема.

n

Осиновецкий маяк

(Ладожское озеро,

мыс Сторожевой)

Маяк на о-ве Василисин

(Онежскоеозеро)

Фото В.П. Кораблева

Стороженский маяк

(Ладожское озеро)

Фото В.П. Кораблева