Previous Page  58 / 60 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 58 / 60 Next Page
Page Background

58

Люди Ветра 2 • 2010

Д

о середины XVIII в. для перевозки

грузов на море использовались га-

лиоты, шмаки, шкуты, буера, гек-

боты, флейты и пинки, но уже в 1770‑х гг.

на российском флоте появляется новый

класс судов — транспорты. К началу XIX в.

они полностью вытеснили все другие суда

на крупных грузовых линиях. Чтобы оце-

нить значение транспортов, следует учесть

почти полное отсутствие дорог в России

вплоть до первой половины XIX в. По-

этому водный путь был наиболее удобным

для доставки тяжелых грузов. Так, напри-

мер, орудия, паруса, канаты для стро-

ящихся в Архангельске судов доставля-

лись из Санкт-Петербурга и Кронштадта

на транспортах. Подобным же образом

перевозились строительные материалы

для строительства баз флота и приморских

крепостей.

Транспорты принимали участие в бое-

вых действиях как вблизи своих берегов,

так и в Средиземном море, и на Даль-

нем Востоке. Причем они не только обе-

спечивали снабжение эскадр и отрядов,

но и участвовали в высадке десантов, об-

стрелах вражеских береговых укреплений

и крейсерских операциях. Значительный

вклад внесли военные транспорты в изуче-

ние отдаленных районов мирового океана

и в освоение Дальнего Востока.

Военный транспорт «Сухум-Кале» 12

марта 1833 г. стоял на одном якоре у абхаз-

ского берега недалеко от крепости Пицун-

да. Была прекрасная ясная погода, полный

штиль, и только легкая зыбь от SSW (юго-

юго-запада) покрывала поверхность воды.

Глубина моря 24 сажени, а расстояние

до берега чуть более одной версты. В 5

часов утра 13 марта зыбь усилилась, не-

ожиданно поднялся крепкий ветер с густой

пасмурностью. Якорь не выдержал напора

ветра, и транспорт стал дрейфовать к бе-

регу.

Командовал транспортом лейтенант

Я. Ф. Хомутов 2. Цифра 2 после фамилии

означает, что в момент прибытия Я. Ф. Хо-

мутова на Черноморский флот там уже

служил другой офицер с фамилией Хо-

мутов, поэтому прибывшего стали име-

новать Я. Ф. Хомутов 2. До 1917 г. в России

на всех флотах это была узаконенная

традиция, и фамилии с порядковым номе-

ром использовались даже в официальных

документах. Командир корабля немед-

ленно скомандовал «Все наверх!» и на-

чалась борьба за спасение транспорта.

Сразу же отдали второй якорь, но и он

не удержал судно. Глубина уменьшилась

уже до 20 саженей. Несмотря на пасмур-

ность, было видно, что берег заметно

приближается. Для уменьшения парус-

ности спустили брам-стеньги (третье ко-

лено мачты) и нижние реи, затем отдали

третий якорь. Глубина уменьшилась уже

до 14 саженей. Все это было сделано

за какие‑то полчаса, но не дало резуль-

тата. Транспорт продолжал дрейфовать

к берегу. Командир приказал срубить

грот-мачту (средняя мачта). Прошло

еще минут 20, и мачта с треском упала

в море. Парусность транспорта значи-

тельно уменьшилась, но ветер был на-

столько силен, что три якоря не могли

удержать обреченный корабль. Вскоре

все почувствовали, как транспорт силь-

но ударился кормой о грунт, а затем его

правым бортом бросило на мель. Было 6

часов утра. Волны стали перекатываться

через корпус корабля, и, поднимая его,

сильно ударяли о подводные камни.

Берег был совсем близко. Боцманмат

Шмалько и барабанщик Чуев бросились

в воду и с большим трудом, преодолев силь-

ный прибой, выбрались на берег. Они за-

крепили взятый с корабля канат за деревья

на берегу. Благодаря этому геройскому по-

ступку удалось спасти весь экипаж, за ис-

ключением юнги. Однако и это, поистине

невероятное, спасение еще не означало,

что все опасности уже позади. Моряки

знали, что местные племена горцев враж-

довали с русскими и были настроены весь-

ма решительно. Поэтому, несмотря на всю

трудность и рискованность спасательной

операции, на берег были переправлены не-

сколько ружей и сумок с патронами.

На берегу немедленно выставили пике-

ты и послали с известием в крепость, ко-

торая находилась в трех верстах. Вскоре

из крепости пришел отряд в 40 человек.

Сразу же приступили к строительству не-

больших укреплений вокруг занятой ма-

тросами территории. Для этого использо-

вали плавник, камни, береговую гальку

и песок. До 5 часов вечера транспорт был

хорошо виден и казался вполне исправ-

ным. Однако вечером из трюмов стали

всплывать различные вещи, а к утру корпус

полностью разрушился.

Горцы бросились собирать выбрасывае-

мые прибоем вещи и обломки судна. Ма-

тросы и прибывшие солдаты удерживали

огороженную укреплениями территорию,

но за ее пределами горцы чувствовали

себя полными хозяевами и бросались

на каждый выброшенный обломок. Ото-

гнать их, и прекратить этот грабеж не было

никакой возможности. До 21 марта моряки

собирали все то, что море выбрасывало

на их территорию, спасали ценные вещи,

а из обломков выжигали медные и желез-

ные детали крепления. Днем 21 марта при-

шел на помощь транспорт «Ревнитель».

С его помощью из‑под воды, из разбитого

корпуса транспорта «Сухум-Кале» до-

ставали грузы и сохранившиеся детали

оснастки судна. На это ушла целая неде-

ля. Наконец, все возможности к спасению

груза были исчерпаны. После этого транс-

порт «Ревнитель» со спасенными моряками

и грузом ушел в крепость Пицунда. Вах-

тенный журнал транспорта «Сухум-Кале»

спасти не удалось. Штурман хранил его

у себя на груди под мундиром. В воде его

сильно ударило в грудь обломком реи.

Мундир был полностью разорван, и жур-

нал утонул в воде.

Следственная комиссия заключила,

что «крушение последовало от мгновенно

поднявшегося крепкого ветра с большим

волнением». В ее докладе было подчер-

кнуто, что «командиром были приняты все

меры к спасению». Комиссия предложила

это происшествие считать «проявлением

воли Божьей», а командира и членов ко-

манды наградить. Адмиралтейств-Совет

25 сентября 1834 года утвердил это пред-

ложение.

n

Транспорт

«Сухум-Кале»

Текст: Владимир Додонов