Previous Page  16 / 52 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 16 / 52 Next Page
Page Background

16

Люди Ветра 3 • 2010

Ранним утром 5 июля 2010 г. к острову Большой Соловецкий

подошла яхта под названием «Странник». Ровно в пять утра яхта

отшвартовалась у Тамариного причала, а через два дня, следуя

предначертанию, взяла курс на Север

Путь на Север

З

а окошком — московская осень,

а перед глазами — парус, ко-

вер из северных цветов и волны

студеного моря. Закончилась

очередная экспедиция Поляр-

ного парусного отряда на Белом море: ее

участники подтвердили возможность про-

хождения «северного маршрута» под па-

русом на карбасе с применением тради-

ционных поморских приёмов.

Итак, подготовив все документы и офор-

мив все разрешения, 23 июня 2010 г. в три

часа утра яхта «Странник» вышла из Мо-

сквы и уже 28 июня была в Петрозаводске,

потратив на этот путь пять суток и один

час. В Петрозаводске была осуществле-

на частичная смена экипажа, пополнение

запасов продуктов и горючего. Далее,

преодолев Беломоро-Балтийский канал,

пятого июля в 23.00 судно достигло Белого

моря и из города Беломорска взяла курс

на Соловецкий архипелаг. Через шесть

часов яхта «Странник» подошла к острову

Большой Соловецкий и отшвартовалась

у Тамариного причала. После двухдневной

стоянки «Странник» вышел в открытое море

и прошел вдоль Терского берега до

о.Со

-

сновец, где был проведён осмотр местности

с целью выявления возможности подхода

к острову и установки памятного знака.

Убедившись в невозможности установки

знака на острове, участники экспедиции

направили лодку в Мезенскую губу, где

была запланирована встреча с карбасом.

Карбас вышел 11 июля 2010 г. из села

Долгощелье, где он был построен по ста-

ринной технологии с применением тех же

материалов, которыми пользовались древ-

ние поморы. Село Долгощелье располо-

жено примерно в 35км от Мезенской губы

на реке Кулой, русло которой постоянно

меняется под воздействием приливно-от-

ливных течений со скоростью 11–12км/ч.

Путь до моря карбас преодолел под пару-

сом, затратив при этом чуть больше двух

часов. Выход карбаса в море сопровождал-

ся не самой благоприятной метеорологи-

ческой обстановкой: мелкий дождь, дымка,

холодный встречный северо-западный ве-

тер 10–15м/с, морская волна, встречаясь

с отливной волной из Мезенской губы, соз-

давала высокие ломаные волны, которые

то и дело угрожающе нависали над бортом

маленького судёнышка. В целом, если при-

норовиться к ходу карбаса, управлять им

в таких условиях можно, но для этого в кон-

струкцию румпеля нужно внести небольшие

изменения, приспособив длинный румпаль-

ник (кочергу) как это делали поморы.

В районе маяка «Нерпенский» «Стран-

ник» вызвал карбас, но по какой‑то причи-

Текст: СЕРГЕЙ Седов