23
Люди Ветра 3 • 2010
иногородних участников, парада открытия
взяла на себя команда ЭШВСМ «Хлебни-
ково», подготовкой гоночной части занялся
главный судья Вячеслав Шавло, а админи-
страция курорта «Пирогово» помогла в ор-
ганизации финального дня соревнований.
Это позволило оргкомитету сконцентриро-
ваться на остальных важных направлениях,
и самом главном — привлечении спортсме-
нов. Здесь был сделан упор на точечную
личную работу с каждым потенциальным
участником или гостем соревнований,
была организована регулярная рассыл-
ка новостей и информации о готовящейся
регате, презентации, личные посещения
и множество других способов, благодаря
которым люди, не смотря на все сложности
сегодняшних дней, постарались все‑таки
приехать в Москву.
Организаторы постарались сделать все,
чтобы событие осталось надолго в памяти
участников и гостей регаты: были разрабо-
таны уникальные призы, сувениры, издана
иллюстрированная книга о классе Финн
в России с интервью великих финнистов
России, информацией об истории класса
в мире и в нашей стране, о сегодняшней
жизни класса, а также — об активности
финнистов в регионах России. К книге при-
лагался также видеодиск о проходивших
в Москве регатах.
Участники
Предварительный прогноз потенциаль-
ных участников давал достаточно большую
цифру возможного количества яхт на стар-
те — до 86, и организаторы подготовили
все, чтобы их принять и обеспечить лодка-
ми и жильем. Однако различные накладки,
травмы ряда спортсменов и прочие слож-
ности привели к тому, что приехали не все,
но все равно собрался достаточно внуши-
тельный флот — более 50‑ти участников,
что стало большим успехом ассоциации
при тех сложившихся условиях, в которых
мы подошли к сентябрю.
Важно отметить качественный рост фло-
та: в этот раз здесь почти нет случайных
людей, а есть сплоченный коллектив спор-
тсменов, из года в год принимающих уча-
стие в мероприятиях ассоциации.
И это такая сила!
Естественно, здесь постарались при-
нять участие все московские и подмосков-
ные гонщики — это уже постоянный флот
из частных и арендованных на длительные
сроки яхт, составляющий более 25 яхт.
Наметился и определенный костяк из ре-
гионов— как взрослых, опытных спор-
тсменов, так и юниоров, активно вливаю-
щихся в класс «Финн»: Владимир Ударцев
из Красноярска, Ростовская команда
под предводительством Александра Нови-
кова, ребята из Таганрога — Андрей Во-
лошин, Игорь Фролов и Виталий Рожков,
Санкт-Петербург — Игорь Рожков и па-
русная династия Котляровых: Роман и его
сыновья Денис и Артур. Порадовал рост
интереса к классу «Финн» в Тольятти —
в этом году они представили самую боль-
шую и сильную команду: Дмитрий Петров,
Андрей Яницкий, Иван Изместьев и прим-
кнувший к ним в этом году Александр Ку-
люкин. Неизменно участвует во всех меро-
приятиях ассоциации Дмитрий Терешкин
из Саратова. Бросил все и откликнулся
из Владивостока на призыв Валерий За-
коворотный. Именно эти спортсмены сей-
час стали реальной опорой класса «Финн»
в регионах. Всего на чемпионате в одном
классе были представлены 11 регионов
России, чем может похвастаться далеко
не каждый Чемпионат России. Мы очень
рады, что приехали и гости из других
стран: Донатас Каралюс из Литвы, Нико-
лай Корячкин из Эстонии, Валерий Бундюк
из Украины. Уже во второй раз к нам при-
езжает из Венгрии президент Междуна-
родной ассоциации класса «Финн» Болаш
Хайду. Все это значительно помогает рас-
ширению наших международных связей.
Ну, и конечно, отдельной благодарности
заслуживают наши ветераны Виктор По-
тапов, Виктор Козлов, Валентин Данилов,
из года в год показывающие красивую
спортивную борьбу на дистанции. Их при-
мер служит большой мотивацией для мо-
лодых и взрослых гонщиков и показывает,
насколько еще долго они могут оставаться
в спорте. Ведь этим и прекрасен парусный
спорт!
В этом году ассоциация постаралась
максимально запечатлеть и донести
их опыт, знания, мировоззрения до осталь-
ных участников, поместив в книгу интервью
с каждым из заслуженных сильнейших гон-
щиков класса «Финн» своего времени.
Гонки
Соревнования состояли из квалифи-
кационных гонок на протяжении трех го-
ночных дней с заключительной медальной
гонкой лучших 10‑ти спортсменов. К со-
жалению, в эти дни небесная канцелярия
не порадовала гонщиков и организаторов
сильным ветром, обеспечив при этом те-
плой солнечной погодой. Этому способ-
ствовал перенос регаты с середины-конца
сентября, когда в Москве гарантированно
есть ветер, на более ранние сроки с тем,
чтобы не разрывать гонщиков с Чемпи-
онатом России в Олимпийских классах.
Погодные условия поставили под угрозу
проведение всей регаты, но благодаря
высокому профессионализму бригады
гоночного комитета яхт-клуба «ПИРого-
во» во главе с главным судьей Вячесла-
вом Шавло и определенной удаче (на 3‑й
день соревнований во второй половине
все‑таки пришел устойчивый ветер) сорев-
нования удалось спасти и провести пять
квалификационных и медальную гонки.
Важно отметить, что огромная вос-
питательная роль была возложена ассо-
циацией на жюри. Гоночная инструкция
была составлена так, чтобы максимально
упростить систему наказаний по прави-
лу «Средства движения» — предусма-
тривалось лишь одно наказание — «один
поворот оверштаг и один поворот фор-
девинд» без всяких последствий, чтобы
судьи не стеснялись применять наказания,
но при этом члены жюри было проинструк-
тированы отслеживать соблюдение этого
правила максимально строго. Благодаря
этому, а также мастерству, опыту и тактич-
ности судей в жестких ветровых условиях
удержать флот в рамках честной спортив-
ной и красивой борьбы, и при этом не «за-
давить» молодых активных ребят, а лишь
нежно аккуратно направить их в правиль-
ное русло.
Слабый ветер в озерных условиях Пи-
роговского рукава Клязьминского водо-
хранилища сделал гонки более непредска-
зуемыми, а борьбу — более интересной,
предоставляя гонщикам возможность про-
явить свое мастерство в тактических за-
рисовках и умении предсказать заходы
и усиления ветра, что далеко не всегда
можно сделать в морских условиях. Мно-
гие опытные зарубежные гонщики зави-
дуют московским условиям — ведь только
здесь можно научиться хорошо видеть
и предугадывать изменения ветра и ори-
ентироваться в многочисленных заходах
и разделах ветров.
Абсолютно точно использовать измен-
чивый московский ветер не удавалось
никому, и ни один гонщик не показывал
постоянного лидерства, а итоговое поло-
жение в рейтинге зависело больше от того,
насколько стабильно спортсмены прохо-
дили все гонки. Лидеры 1‑й гонки Аркадий
Кистанов и Егор Терпигорьев, показавшие
высокую технику ведения лодки, во второй
гонке получили дисквалификации: Егор со-
шел с гонки, а Аркадий получил дисквали-
фикацию по поданному им же протесту.
После первого гоночного дня на ли-
дирующей строчке рейтинга находился
спортсмен из Ростова Александр Лаухтин,
однако его попадание под «черный флаг»
(фальшстарт с последующей дисквали-
фикацией без права на исправление)
в 3‑й гонке и неудачный приход в следу-
ющей гонке привели к тому, что он даже
не попал в 10‑ку лидеров. После 3‑й гонки
на первое место вырвался Вадим Стаценко
(г. Волгодонск), мастер спорта междуна-
родного класса, впервые севший в класс
«Финн» — слабый ветер и озерная аква-
тория нивелировали техническое преиму-
щество натренированных гонщиков перед
его мастерством. К сожалению, Вадим был
вынужден сойти со следующей гонки и про-
пустить заключительную 5‑ю квалификаци-
онную гонку, из‑за чего он занял только
17‑е место.
Четвертая гонка вывела в лидеры Кулю-
кина Александра (Тольятти) и Кравченко
Василия (Москва) с разрывом между ними
в 1 очко. Однако картина поменялась после
проведения 5‑й гонки, начиная с которой
«заработал» выброс худшего результата,
и у ряда сильных спортсменов, получив-
ших дисквалификации в предыдущих гон-
ках, появилась возможность значительно
продвинуться вперед. Здесь в абсолютные
лидеры с хорошим отрывом по очкам вы-
рвался юниор из Москвы (ЭШВСМ «Хлеб-
никово») Аркадий Кистанов — он выде-
лялся среди остальных гонщиков высокой
натренированностью и техникой ведения
яхты.
По результатам квалификационных го-
нок были отобраны 10 лучших спортсме-
нов, которые 10 сентября приняли участие
в заключительной медальной гонке внутри
бухты яхт-клуба «ПИРогово» при большом