

27
Люди Ветра 3 • 2010
Я
хта «Петр I» — первое в истории
мирового мореплавания судно,
а тем более парусное, которое
прошло за одно арктическое лето
без ледоколов Северным морским путем
вдоль берегов России или, как его называ-
ют в мире, Северо-Восточным проходом,
а затем и Северо-Западным проходом:
20 сентября 2010 г. в 23ч UTC яхта вошла
в пролив Ланкастер, что, по мнению боль-
шинства, является окончанием Северо-За-
падного прохода.
Если бы меня спросили, было ли в Аркти-
ке страшно, то я бы ответил: нет. Каждый
делал свою работу, а вместе мы справи-
лись со всеми трудностями. Конечно, были
напряженные моменты, и я молился. На-
пример, когда становились на якорь в Рус-
ской гавани на Новой земле при ветре
30м/с или, когда сломали перо руля и по-
теряли управление, а нас со всех сторон
начало зажимать льдами. Тогда надо было
действовать, а боятся было некогда. Боль-
ше боялся, когда решался вопрос погра-
ничного контроля в Певеке. Это действи-
тельно было страшно, ведь под сомнением
стоял успех экспедиции.
Был момент и на Таймыре. Впереди
на сотню миль были непроходимые льды.
Тогда Институт Арктики и Антарктики ре-
комендовал повернуть обратно на мыс
Челюскин и отстаиваться в ожидании
улучшения ледовой обстановки. Но мы
решили пробиваться на восток, и проби-
лись.
За время экспедиции мы многому научи-
лись, ведь никто из нас раньше не ходил
во льдах, а ветер в 20м/с вселял ужас.
Наш молодой экипаж получил бесцен-
ный полярный опыт, научился слаженно
действовать в любых ситуациях, сохраняя
выдержку, самообладание и здоровую
психологическую атмосферу на борту.
Впереди у нас нелегкая работа — айсбер-
ги моря Баффина и Лабрадора, осенние
штормы Атлантики. Яхте предстоит пройти
между мощными циклонами, а возможно
даже и ураганами, и все же — это уже до-
рога домой.
Отдельное спасибо скажу нашему бере-
говому штабу, который без устали снабжал
нас необходимой информацией и очень
оперативно решал все наши береговые
вопросы. Экспедиция, по моему мнению,
несмотря на значительную ограниченность
во времени, спланирована очень хорошо.
Разработали маршрут, нашли финансиро-
вание. Хорошо, что наши спонсоры пове-
рили в нас и оказали нам поддержку: бла-
годаря им, мы менее чем за год, по сути,
построили новую яхту и скомплектовали
классный экипаж из семи человек.
Хочется от всей души поздравить ин-
тернациональный экипаж тримарана
«Northern Passage», который также за-
вершил прохождение этого пути несколь-
ко позже. После нашего знакомства
с экипажем тримарана в Певеке, у нас
сразу возникли дружеские отношения,
и весь последующий путь мы помогали
друг другу, идя бок о бок с именитыми
профессионалами: Борге Оусландом
(Borge Ousland) и Торлейфом Торлейф-
соном (Thorleif Thorleifsson), а на по-
следнем этапе и со знаменитым поляр-
ным яхтсменом Эриком Бросьером (Eric
Brossier), который уже имел за плечами
Северо-восточный и Северо-западный
проходы. Такое соперничество — боль-
шая честь для нас.
В ходе экспедиции собран ценный
материал, отображающий климатиче-
ские условия и экологическое состояние
российской части Северного морско-
го пути. Надеемся, что эти данные мо-
гут быть полезны. Сегодня, возможно,
еще рано говорить, но та часть пути,
которую мы уже проделали, дает нам
надежду достойно завершить поход
и по прибытии в Санкт-Петербург, ска-
зать: российский экипаж яхты «Петр I»
гордо пронес флаг Родины над морями
Севера нашей Земли.
n
Вдоль Арктики
под парусом
Поздно вечером, 20 сентября 2010 г. в 23ч UTC яхта «Петр I», следующая из Санкт-Петербурга
вдоль арктического побережся России, вошла в пролив Ланкастер — конечную точку Северного
морского пути. До этого ни одно судно не проходило по Северному морскому пути за одну
навигацию и без помощи ледокола
Текст: Даниил Гаврилов
Экспедиция стартовала 4 июня 2010 г.
из гавани выставочного комплекса Лен
Экспо, г. Санкт-Петербург. Яхта прошла
через самую западную материковую
точку России в Калининградской области
под 19°38’ в. д., на Балтийской косе Гдань-
ского залива Балтийского моря, а так же
самую северную точку Европы — мыс
Норд-кап (Норвегия). 31 день и расстоя-
ние в 2585 миль заняли у экипажа переход
из Санкт-Петербурга до Мурманска.
Далее маршрут проходил по Север-
ному морскому пути России и Канады.
По маршруту следования яхта посетила
российские полярные станции на о. Но-
вая Земля, о. Большевик, о. Андрей, бухты
Зимовочной, зашла в порты Тикси и Певек
(где довелось досрочно закрыть границу),
американский порт на Аляске — Барроу
и канадские порты Сакхс Харбор, Кем-
бридж Бей. Прошла самую северную ма-
териковую точку России — мыс Челюскин
и северную точку материка Северная
Америка — мыс Зенит. В ходе экспеди-
ции был совершен автономный переход
из Мурманска в Тикси: занял 35 суток
(2300 миль), драматическим событием
стал двухнедельный переход через спло-
ченный лед на Таймыре.
Символическую финишную черту (вы-
ход в пролив Ланкастер) яхта пересекла
20.09.2010 г. в 23:00 по UTC (Гринвичу).
Три месяца 16 дней (общее количество
дней 119) и преодоление расстояния в 9023
мили, 3000 из которых суровые ледовые
условия, потребовалось экипажу для до-
стижения заветной цели.
Вся команда состоит из молодых ребят,
возраст которых не превышает 26 лет: Да-
ниил Гаврилов, Елена Соловьева, Николай
Борисов, Сергей Смирнов, Сергей Мур-
заев, Алексей Васильев, Владимир Ко-
стин, а так же берегового штаба в Санкт-
Петербурге, состоящий из опытных
метеорологов и команды, обеспечиваю-
щей решение организационных вопросов.
На лодке установлена спутниковая
связь Иридиум и навигационная систе-
ма СПОТ, благодаря которым на сайте
www.rusarc.ruкруглосуточно можно уз-
нать о местонахождении яхты, прочитать
свежие новости и просмотреть фотогра-
фии, сделанные во время путешествия.
Мировой рекорд установлен, но экспе-
диция еще не завершена. Впереди экипаж
намерен посетить Гренландию и Ислан-
дию, а также ему предстоит пересечь Ат-
лантический океан и далее по маршруту
яхта отправиться домой в родной Санкт-
Петербург.