Previous Page  27 / 52 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 27 / 52 Next Page
Page Background

27

Люди Ветра 3 • 2010

Я

хта «Петр I» — первое в истории

мирового мореплавания судно,

а тем более парусное, которое

прошло за одно арктическое лето

без ледоколов Северным морским путем

вдоль берегов России или, как его называ-

ют в мире, Северо-Восточным проходом,

а затем и Северо-Западным проходом:

20 сентября 2010 г. в 23ч UTC яхта вошла

в пролив Ланкастер, что, по мнению боль-

шинства, является окончанием Северо-За-

падного прохода.

Если бы меня спросили, было ли в Аркти-

ке страшно, то я бы ответил: нет. Каждый

делал свою работу, а вместе мы справи-

лись со всеми трудностями. Конечно, были

напряженные моменты, и я молился. На-

пример, когда становились на якорь в Рус-

ской гавани на Новой земле при ветре

30м/с или, когда сломали перо руля и по-

теряли управление, а нас со всех сторон

начало зажимать льдами. Тогда надо было

действовать, а боятся было некогда. Боль-

ше боялся, когда решался вопрос погра-

ничного контроля в Певеке. Это действи-

тельно было страшно, ведь под сомнением

стоял успех экспедиции.

Был момент и на Таймыре. Впереди

на сотню миль были непроходимые льды.

Тогда Институт Арктики и Антарктики ре-

комендовал повернуть обратно на мыс

Челюскин и отстаиваться в ожидании

улучшения ледовой обстановки. Но мы

решили пробиваться на восток, и проби-

лись.

За время экспедиции мы многому научи-

лись, ведь никто из нас раньше не ходил

во льдах, а ветер в 20м/с вселял ужас.

Наш молодой экипаж получил бесцен-

ный полярный опыт, научился слаженно

действовать в любых ситуациях, сохраняя

выдержку, самообладание и здоровую

психологическую атмосферу на борту.

Впереди у нас нелегкая работа — айсбер-

ги моря Баффина и Лабрадора, осенние

штормы Атлантики. Яхте предстоит пройти

между мощными циклонами, а возможно

даже и ураганами, и все же — это уже до-

рога домой.

Отдельное спасибо скажу нашему бере-

говому штабу, который без устали снабжал

нас необходимой информацией и очень

оперативно решал все наши береговые

вопросы. Экспедиция, по моему мнению,

несмотря на значительную ограниченность

во времени, спланирована очень хорошо.

Разработали маршрут, нашли финансиро-

вание. Хорошо, что наши спонсоры пове-

рили в нас и оказали нам поддержку: бла-

годаря им, мы менее чем за год, по сути,

построили новую яхту и скомплектовали

классный экипаж из семи человек.

Хочется от всей души поздравить ин-

тернациональный экипаж тримарана

«Northern Passage», который также за-

вершил прохождение этого пути несколь-

ко позже. После нашего знакомства

с экипажем тримарана в Певеке, у нас

сразу возникли дружеские отношения,

и весь последующий путь мы помогали

друг другу, идя бок о бок с именитыми

профессионалами: Борге Оусландом

(Borge Ousland) и Торлейфом Торлейф-

соном (Thorleif Thorleifsson), а на по-

следнем этапе и со знаменитым поляр-

ным яхтсменом Эриком Бросьером (Eric

Brossier), который уже имел за плечами

Северо-восточный и Северо-западный

проходы. Такое соперничество — боль-

шая честь для нас.

В ходе экспедиции собран ценный

материал, отображающий климатиче-

ские условия и экологическое состояние

российской части Северного морско-

го пути. Надеемся, что эти данные мо-

гут быть полезны. Сегодня, возможно,

еще рано говорить, но та часть пути,

которую мы уже проделали, дает нам

надежду достойно завершить поход

и по прибытии в Санкт-Петербург, ска-

зать: российский экипаж яхты «Петр I»

гордо пронес флаг Родины над морями

Севера нашей Земли.

n

Вдоль Арктики

под парусом

Поздно вечером, 20 сентября 2010 г. в 23ч UTC яхта «Петр I», следующая из Санкт-Петербурга

вдоль арктического побережся России, вошла в пролив Ланкастер — конечную точку Северного

морского пути. До этого ни одно судно не проходило по Северному морскому пути за одну

навигацию и без помощи ледокола

Текст: Даниил Гаврилов

Экспедиция стартовала 4 июня 2010 г.

из гавани выставочного комплекса Лен­

Экспо, г. Санкт-Петербург. Яхта прошла

через самую западную материковую

точку России в Калининградской области

под 19°38’ в. д., на Балтийской косе Гдань-

ского залива Балтийского моря, а так же

самую северную точку Европы — мыс

Норд-кап (Норвегия). 31 день и расстоя-

ние в 2585 миль заняли у экипажа переход

из Санкт-Петербурга до Мурманска.

Далее маршрут проходил по Север-

ному морскому пути России и Канады.

По маршруту следования яхта посетила

российские полярные станции на о. Но-

вая Земля, о. Большевик, о. Андрей, бухты

Зимовочной, зашла в порты Тикси и Певек

(где довелось досрочно закрыть границу),

американский порт на Аляске — Барроу

и канадские порты Сакхс Харбор, Кем-

бридж Бей. Прошла самую северную ма-

териковую точку России — мыс Челюскин

и северную точку материка Северная

Америка — мыс Зенит. В ходе экспеди-

ции был совершен автономный переход

из Мурманска в Тикси: занял 35 суток

(2300 миль), драматическим событием

стал двухнедельный переход через спло-

ченный лед на Таймыре.

Символическую финишную черту (вы-

ход в пролив Ланкастер) яхта пересекла

20.09.2010 г. в 23:00 по UTC (Гринвичу).

Три месяца 16 дней (общее количество

дней 119) и преодоление расстояния в 9023

мили, 3000 из которых суровые ледовые

условия, потребовалось экипажу для до-

стижения заветной цели.

Вся команда состоит из молодых ребят,

возраст которых не превышает 26 лет: Да-

ниил Гаврилов, Елена Соловьева, Николай

Борисов, Сергей Смирнов, Сергей Мур-

заев, Алексей Васильев, Владимир Ко-

стин, а так же берегового штаба в Санкт-

Петербурге, состоящий из опытных

метеорологов и команды, обеспечиваю-

щей решение организационных вопросов.

На лодке установлена спутниковая

связь Иридиум и навигационная систе-

ма СПОТ, благодаря которым на сайте

www.rusarc.ru

круглосуточно можно уз-

нать о местонахождении яхты, прочитать

свежие новости и просмотреть фотогра-

фии, сделанные во время путешествия.

Мировой рекорд установлен, но экспе-

диция еще не завершена. Впереди экипаж

намерен посетить Гренландию и Ислан-

дию, а также ему предстоит пересечь Ат-

лантический океан и далее по маршруту

яхта отправиться домой в родной Санкт-

Петербург.