30
Люди Ветра 3 • 2010
от капитана, в котором он должен со-
общить, что на борту имеется исправ-
ная радиостанция морского диапазона
и мобильный телефон (указать номер)
и что он обязуется поддерживать ра-
диосвязь на всём маршруте до выхода
из территориальных вод РФ; подать де-
кларацию на воду и топливо (с печатью
таможни), а также декларацию на про-
дукты или документ, подтверждающий
факт закупки. К вышеперечисленным до-
кументам приложите справку, в которой
укажите количество закупленных про-
дуктов животного происхождения (куры,
яйца, масло, молоко, сыры, рыба, колба-
са и т. д.).
Как правило, место стоянки для про-
хождения таможенного и пограничного
контроля все же определяется. Для про-
хождения таможенного и пограничного
контроля необходимо представить следу-
ющие документы: Ф. И. О. судовладель-
ца, его паспортные данные, точный адрес,
контактный телефон; Ф. И. О. капитана,
его паспортные данные, точный адрес,
контактный телефон; дипломы (свиде-
тельства) на право управление судном
и еще две копии; судовую роль в двух экз.,
заверенную печатью яхт-клуба; докумен-
ты, удостоверяющие личности членов
экипажа (паспорта) и их копии; судовой
билет (все листы) и его копию; если капи-
тан не является владельцем яхты, то до-
веренность, заверенную нотариально,
и еще копию доверенности; акт самодо-
смотра яхты (с записью в судовом журна-
ле); документы на все радиотехнические
средства судовождения (иначе их могут
счесть контрабандой).
Помните, что все радиотехнические
средства судовождения должны быть
сертифицированы в РФ. На вновь приоб-
ретённые — сохраняйте все документы
для таможенного декларирования. По-
сле окончания досмотра и разрешения
свободной практики, не забудьте полу-
чить у своего агента откорректированные
атласы ЕГС ЕЧ РФ на маршрут перехода:
пригодятся. Тщательно храните грузовую
таможенную декларацию — она также
пригодится при открытии границы.
Если предполагается выходить в море
через порты Ростов-на-Дону — Азов, то,
нелишним будет знать, что в месте впа-
дения реки Аксай в реку Дон (ухвостье
Аксайского переката) на траверзе буя БЛ
«181» и буя ПР «180» 3121,0 км внутренние
водные пути Европейской части РФ за-
канчиваются, соответственно, Правила
плавания по ВВП РФ далее не действу-
ют, а действуют Международные прави-
ла предупреждения столкновений судов
в море. Соответственно, нужно знать
и соблюдать МППСС-72 и иметь на бор-
ту исправные радиостанции речного
и морского диапазонов. При следовании
на этом участке надлежит постоянно не-
сти радиовахту на радиостанции речного
диапазона — на 5‑м канале и на радио-
станции морского диапазона — на УКВ-
16‑м канале. Кроме того, при следовании
«ростовским» маршрутом, необходимо
прочитать Обязательные постановления
по Ростовскому и Азовскому морским
портам. И даже не пытайтесь выходить
из устьевых портов, если агент не уве-
домил КПП Федеральной пограничной
службы ФСБ РФ о выполнении кабо-
тажного плавания и не произвел оплату
навигационных сборов администрации
морского порта (АМП): пограничники
внимательно следят за всеми передвиже-
ниями судов: вас могут задержать на ос-
новании «Закона о Государственной гра-
нице» и судить как нарушителя границы.
После того, как вам закрыли границу,
категорически запрещается подходить
к берегу, другим судам, выгружать-грузить
материалы и оборудование, высаживать
и брать на борт кого‑либо. Любое откло-
нение от правил считается нарушением
«Закона о Государственной границе» с вы-
текающими последствиями.
Буксировка
Некоторые капитаны яхт договариваются
о буксировке с капитанами транзитного
флота. Какой смысл идти своим ходом,
расходовать моторесурс двигателей и то-
пливо, если можно пройти это расстояние
на буксире и при этом значительно сэко-
номить топливо и время, избежать лиш-
них заходов в порты и расходов на от-
крытие/закрытие границы, таможенных,
портовых, агентских, банковских, маяч-
ных, экологических, лоцманских и прочих
сборов? Буксировка моторной яхты в во-
дохранилище или море линейным суд-
ном — нормальная практика, но следует
организовать круглосуточную ходовую
вахту, держать включённой, в дежурном
режиме, радиостанцию на согласован-
ном канале, заранее подготовить и уста-
новить заглушки на выхлопные трубы, т. к.
волной может забивать воду в выхлопную
трубу бортового водогазового выхлопа,
далее в выхлопной коллектор, через кото-
рый она поступает в головку блока и че-
рез открытые клапана — в цилиндры и от-
туда — в картер. Вследствие того, что яхта
может просаживаться на волне, вода
может также поступать в другие техноло-
гические отверстия в корпусе, к примеру:
на некоторых яхтах сапуны (дыхательные
трубки картеров двигателей) выведены
за борт. При просаживании яхты на вол-
нении или ударе волны, через них вода
может поступать в картер. Дальше нужно
объяснять, что будет!? Вариант работы
двигателей на малых оборотах — не-
приемлем, т. к. не полностью сгоревшее
топливо накапливается в выхлопном кол-
лекторе и может самовоспламениться.
Последствия могут быть очень печаль
ными.
Мелочи
Заблаговременно изготовьте судовую
печать: на русском и английском языках.
Учитывая вышеизложенное, также забла-
говременно сделайте не менее 10 копий
(хорошо читаемых): удостоверения (сви-
детельства, диплома) на право управления
судном; судового билета или классифика-
ционного мерительного свидетельства яхты
(все листы); судового билета или судового
свидетельства бортовой шлюпки-тендера
(все листы); доверенности, если капитан
не является владельцем яхты и бортовой
шлюпки-тендера; судовой роли (не поме-
шает десяток чистых бланков, заверенных
печатями любого яхт-клуба — на всякий
случай); паспортов ОВИР членов экипажа
и пассажиров, если таковые будут на бор-
ту. При этом часть копий должна иметь пе-
ревод на английский язык, заверенных но-
тариально. Очень неплохо иметь на борту
оргтехнику (компьютер, сканер, принтер,
запас бумаги). Если есть намерение зайти
в иностранные порты, необходимо, чтобы
хотя бы один член экипажа знал англий-
ский язык.
Обязательно имейте на борту флаги
стран, территориальные воды которых, вы
будете проходить. При входе в территори-
альные воды страны посещения, следует
поднять её флаг на фок-мачте или на стень-
ге грот-мачты, как того требует хорошая
морская практика. Если на борту нет боль-
ных — поднимайте также Q-кэбэк («Моё
судно не заражено. Прошу предоставить
свободную морскую практику»). Все флаги
должны быть чистыми и исправными: иначе
могут быть проблемы с местными властя-
ми. Соблюдайте требования Конвенции
по предотвращению загрязнения моря:
штраф за их нарушения может показаться
вам запредельным.
Тонкости
Однако все тонкости пограничной и та-
моженной служб вряд ли можно изучить
и описать: система развивается. Поэтому
держите на борту хотя бы минимальный
набор документов: Правила плавания
по ВСП РФ, МППСС-72, Кодекс ВВТ РФ,
КТМ РФ, Правила государственной реги-
страции маломерных судов, поднадзор-
ных ГИМС, и, конечно, Конституцию РФ.
Рекомендуется перед выходом в плавание
тщательно подобрать и откорректировать
Атласы ЕГС ЕЧ РФ и коллекцию морских
навигационных карт, лоций морей, посо-
бия «Огни и знаки» на переход. Не поле-
нитесь узнать, не проводятся ли во время
вашего плавания какие‑нибудь военные
учения, если ненароком попадете в за-
претную зону, то там разговор будет ко-
ротким.
Как водится, на разных КПП, зача-
стую, требуют разные документы, так что,
на всякий случай — подготовьте и имейте
все. Вы должны твёрдо уяснить, что вдали
от родного города и друзей вы особено
уязвимы: вы должны быть готовы к отра-
жению словесной атаки любого долж-
ностного лица, хотя бы и мичмана с за-
мырзанного сторожевика, который будет
сыпать цитатами, вырванными из разных
документов, только для того, чтобы вы при-
знали «свою вину»… Вы, конечно, докаже-
те свою правоту, но потом и за большие
деньги. Как философски заметил один та-
моженник, пряча за подкладку хрустящую
купюру: «Закон — один для всех, но сме-
ны — разные…».
n