32
Люди Ветра 2 (16) • 2011
Е
вгений Канский родился в 1907 г.
вблизи Риги, в семье Лодочниковых.
По сути, Василий Канский, нотариус,
яхтсмен, командор клуба в Майори,
стал мальчику отцом. Благодаря ему, Ев-
гений «прикипел» к парусу, окончил мор-
скую школу Кришьяниса Валдемара, полу-
чил диплом штурмана. В парусный спорт
пришел в 14 лет. Пока учился, ходил юнгой,
а затем некоторое время работал капи-
таном по найму на яхтах. Грузы возить не
стал. От отца, помимо яхт, ему досталось
и другое увлечение: автомобили. Оно его
и кормило. С 1935 г. Евгений начал карьеру
гонщика-испытателя Amilkar, французской
автомобильной компании. Победил в рал-
ли Монте-Карло (пятое место), за что и по-
лучил свой Amilkar.
Яхты и победы
Первой яхтой Евгения стала Jolitе,
которую ему подарил отец. На ней он
первый раз победил в гонках, когда ему
было пятнадцать лет. В регате 1922 г.
участвовал вне зачета. По сравнению
с остальными яхтами-участницами, ма-
ленькая Jolitе смотрелась несерьезно, да
и подросток на руле не воспринимался
морскими волками, к тому же не про-
ходил по возрасту и участвовал в гонке
неофициально. Однако «объехал» всех
своих конкурентов, но в качестве приза
получил не кубок или медаль, а сере-
бряную ложку, первый яхтенный трофей.
С этого времени началось его восхож-
дение к вершинам парусного спорта.
В 1927 г. он становится чемпионом гонок
на буерах, а затем на отцовской яхте
Demon занимает первое место на респу-
бликанской регате.
В 1914 г. отец Евгения приобрел швед-
скую яхту Amata (в пер. с лат. «любимая»)
1909 г. постройки, которая стала спутни-
цей жизни Евгения практически на всю
жизнь. Яхта семье досталась больная: оно
потеряла киль на пярнских камнях. По-
сле ремонта отец и сын начали выигры-
вать на ней гонки одну за другой. Amata
стала победительницей 200 раз, на ней
ходили в Англию, Испанию, Францию.
Во Франции она была даже награждена
медалью за храбрость. Случилось это во
время Бретонской международной неде-
ли: шторм выбросил на берег множество
яхт, устремившихся к берегу, Канский
же ушел мористие, чем спас себя и лод-
ку. Его считали погибшим, поэтому, когда
он вернулся, его встретил салют военных
кораблей. Канский и его лодка момен-
Парус и ложка
Текст: Ксения Королёва
Дерево посадить, дом построить, вырастить сына… Что еще каждый из нас может оставить?
Кубки, медали, яхты… память. Память, хранимую людьми и морем. У всех ли это получается?
Не у многих. Евгений Канский один из таких
Amata до 1926 г. носила га-
фельное вооружение с обо-
значением на гроте 75 OV,
где 75 – это площадь пару-
сов, O – Ost sea, V – «5».
С этими обозначениями она
вошла в историю мирово-
го парусного спорта. Amata
была сделана из дерева: ду-
бовые шпангоуты, обшивка
из канадской сосны, отделка
из красного дерева. Яхта из-
ящная, мореходная.