Previous Page  39 / 44 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 44 Next Page
Page Background

37

Люди Ветра 2 (16) • 2011

Первая группа просто покаталась вдоль

западного и юго-западного побережья. Од-

нако причина расслабленного режима была

не в команде, а в лодке. Лодка стояла в Го-

луэе, в марине, закрытой шлюзом. Шлюз

открывается на два часа с момента высо-

кой воды, на лодке был спасательный плот,

закреплённый на палубе и большой тузик

с жёстким килеватым днищем и надувными

бортами на шлюп-балке за кормой. Приняв

лодку, утром вышли в море. Опасения внача-

ле были только за тузик, который выступал за

пределы транца и при большом крене дол-

жен был цеплять воду, поэтому его на всякий

случай подвязали дополнительным концом.

Ветер был западный 26—30 узлов, бы-

стро разогналась волна. Шли в лавировку

по Голуэйскому заливу на запад, в сторону

Аранских островов. Стаксель был сильно

растянут, уменьшить «пузо» до приемлемых

размеров не удалось. На одном из шквалов

(32 узла) мы получили сюрприз — ремень,

крепивший плот, не выдержал ветровой

нагрузки, плот ушёл за борт и сразу же

надулся. Мы повернули, поймали и подвя-

зали плот и пошли назад в Голуэй полным

бакштагом под одной генуей. Плот страш-

но тормозил, скорость не превышала трех

узлов, волна догоняла и била в тузик. При

очередном ударе сюрприз преподнесла

шлюп-балка — она просто выскочила вверх

из своего крепления. Конструктор шлюп-

балки не предполагал, что нагрузка может

быть приложена снизу вверх.

В результате мы вошли в Голуэй, волоча

на буксире плот и тузик, повеселив, очевид-

но, местных. Хозяин лодки потом возмущал-

ся: лодка, мол, круизная и не рассчитана на

использование в таких жёстких условиях.

Дескать, надо было стоять в марине, чай

пить. Лодка действительно далеко не иде-

альна для хождения в открытом море, одна-

ко ветер 30 узлов для Ирландии тоже дело

не такое уж редкое. Как выяснилось, лодка

два года назад, будучи у другого хозяина,

попала в шторм, была изрядно потрёпана,

после чего продана. Преимущественно яхта

использовалась для обучения в местной па-

русной школе — на ней показывали устрой-

ство яхты, но в море выходили крайне

редко. Стропы, которыми был прикреплён

тузик, подгнили от ультрафиолета… Еще

было много мелких и не очень мелких не-

приятностей, которые обнаружились позже.

Выход в море без плота далее четырех

миль от берега запрещён, поэтому при-

шлось ждать нового плота ещё четыре дня.

К счастью, в команде был заядлый рыбак

и кок Ваня, великолепные ужины которого

скрасили в какой‑то мере наш вынужден-

ный простой. Да и сам Голуэй оказался

весьма интересен: в это время там проходил

фестиваль ирландской музыки и мне, как

любителю ирландских танцев, даже удалось

потанцевать в одном из пабов. Пока стояли,

заменили некоторые сомнительные верёв-

ки, потом привезли новый огромный плот.

В оставшиеся шесть дней мы прошли вдоль

западного побережья на юг, к Динглу, далее

на восток и, продолжая расслабляться, вер-

нулись в Голуэй.

Вторая группа

Всё, что можно было сломать и заменить,

было сломано и заменено первой группой.

Вторая группа была уже в существенно луч-

ших условиях. На обход у нас было 10 дней.

Предстояло пройти примерно 850 морских

миль. Идти решил против часовой стрелки.

Запас времени, с учётом нескольких оста-

новок, был небольшой, поэтому график дви-

жения я запланировал с убыванием темпа:

сначала длинные переходы с минимумом

остановок, потом планировались более ко-

роткие переходы с большим числом остано-

вок. Команда была из восьми человек, что

для «океаниса», конечно, многовато. Учиты-

вая большую численность команды, Вадим

предложил разделиться не на две, а на три

вахты. Я должен был усиливать вахту Жени

и в критических ситуациях быть с други-

ми вахтами. Основными моими функция-

ми были навигация, тактика продвижения

с учётом переменных течений, контроль си-

туации и швартовка.

Первый переход был запланирован са-

мый длинный — за три дня надо было выйти

из Голуэйского залива и пройти без останов-

ки вдоль западного до Северной Ирландии.

Вышли ночью с открытием шлюза, используя

благоприятное отливное течение, быстро

вышли из залива. Утром шли на север в уме-

ренный бакштаг. Днём ветер начал заходить

на галфвинд и усиливаться, вечером уже

шли в бейдевинд. Я старался по возмож-

ности использовать переменные приливные

течения, которые у Коннемары были вдоль

берега с завихрениями у островов и мысов.

Впрочем, у западного побережья эти течения

слабы (обычно менее 0,5 узла) и влияние на

наше продвижение оказывали несуществен-

ное. К середине второго дня ветер зашёл на

северный и началась лавировка.

При подготовке команды я уделял внима-

ние борьбе с морской болезнью без табле-

ток, но полностью избавиться от неё не уда-

лось. Волнение вдоль западного побережья

было сильным—атлантическая волна, скла-

дывавшая из ветровой волны и зыби, иногда

идущей с разных направлений, сильно ука-

чивала. На третий день на леерах висли уже

все, кроме единственной женщины в экипа-

же. Лена издевательски выходила на вахту

с большими бутербродами и демонстратив-

но их поедала.

Вахта у большинства из нас начиналась

с выхода на палубу, висения на леерах

(когда одеваешься в каюте сидя, укачива-

ет больше всего) и приёма вахты. Ветер то

стихал, то усиливался до 25—27 узлов. Пе-

риодически шёл дождик. Хаотичная волна

затрудняла рулёжку в тёмное время — акку-

ратно обруливать волну, не видя её, очень

трудно, если её период и амплитуда посто-

янно меняются.

На третий день вошли в бухту в Северной

Ирландии и пришвартовались в местечке

Даунингс. У северного побережья Ирландии

приливные течения значительно сильней, чем

на западном (у некоторых мысов до 4,5 уз-

лов). Встречаются сулой и водовороты в ме-

стах, где сходятся два течения. Ис этогоместа

наша тактика сильно изменилась. Остановки

были короткие — четыре-пять часов, только

во время встречного течения вдоль берега.

Сулои обходили, попутные течения стара-

лись использовать по максимуму. Наблюдая

за немногочисленными местными яхтами,

я понял, что имеющиеся у нас приливные ат-

ласы недостаточно подробны — они деталь-

но показывают только опасные места, но на