16
Люди Ветра 1 (17) • 2012
К
иликийская Армения (1080‑1375 гг.)
располагалась на северо-вос-
точном побережье Средиземного
моря, здесь заканчивалась одна
их сухопутных ветвей Великого шелкового
пути и начиналась морская его часть, свя-
зывающая Азию с Европой.
В Айасе, главном порту Киликии, рас-
полагались торговые фактории Венеции
и Генуи, купцы имели эксклюзивные права
и привилегии, за которые, как свидетель-
ствует история, между венецианцами и ге-
нуэзцами на рейде порта возникали не-
шуточные баталии. Но жизнь есть жизнь:
по ходу европейцы проникали в Армению,
создавали семьи, роднились, приносили
и свою веру. Так в Киликии появились армя-
не — католики, которых в современной Ар-
мении до сих пор называют «Франками».
Это был островок христианства в Азии,
связывающий европейских негоциантов —
христиан с мусульманским миром. Кили-
кия была удобным посредником в торговых
делах — будучи христианским, оно в то
же время поддерживало хорошие добро-
соседские отношения с Востоком. В порт
регулярно заходили корабли не только из
Европы, но из стран арабского Востока
и африканского побережья Средиземного
моря. Торговали и киликийские армяне.
Как минимум пять видов судов использо-
вались в Киликийской Армении, в их очер-
таниях, деталях мы можем видеть влияние
судов озера Ван. Объясняется это просто:
в X в. волна переселенцев из центра исто-
рической Армении численностью пример-
но 100 тыс. человек докатилась до Киликии,
на территории которой позже возникла
Армянская Киликия.
Связи с Европой оказали влияние и на
кораблестроение: детали для больших
морских судов закупались в Венеции,
а сами корабли собирались в клики. Участ-
ники клуба занимаются восстановлением
и реконструкцией древних судов. Основ-
ное внимание при восстановлении судов
было уделено средним судам, как предста-
вителям развивающегося типа. Для рекон-
струкции использовались разные изобра-
жения одного и того же судна — точность
восстановления очень важна.
Как правило, парусное вооружение
судна составлял один большой латинский
парус. Исторически так сложилось, что
треугольный парус назван латинским,
хотя использовался еще в древней Греции
и в Восточном Средиземноморье. Он хо-
рошо различим на барельефах начала
нашей эры. Интересно заметить, что прак-
тически на всех изображениях судов с ла-
тинским вооружением точка крепления рея
к мачте асимметрична относительно рея,
особенно на галерах с короткими мачтами
и огромными парусами на длинных реях,
основная часть которых лежала выше точ-
ки крепления рея к мачте. Это накладыва-
КОРАБЛИ КИЛИКИИ
Текст: Карен Балаян, Клуб морских исследований «АЙАС»