Previous Page  18 / 44 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 18 / 44 Next Page
Page Background

16

Люди Ветра 1 (17) • 2012

К

иликийская Армения (1080‑1375 гг.)

располагалась на северо-вос-

точном побережье Средиземного

моря, здесь заканчивалась одна

их сухопутных ветвей Великого шелкового

пути и начиналась морская его часть, свя-

зывающая Азию с Европой.

В Айасе, главном порту Киликии, рас-

полагались торговые фактории Венеции

и Генуи, купцы имели эксклюзивные права

и привилегии, за которые, как свидетель-

ствует история, между венецианцами и ге-

нуэзцами на рейде порта возникали не-

шуточные баталии. Но жизнь есть жизнь:

по ходу европейцы проникали в Армению,

создавали семьи, роднились, приносили

и свою веру. Так в Киликии появились армя-

не — католики, которых в современной Ар-

мении до сих пор называют «Франками».

Это был островок христианства в Азии,

связывающий европейских негоциантов —

христиан с мусульманским миром. Кили-

кия была удобным посредником в торговых

делах — будучи христианским, оно в то

же время поддерживало хорошие добро-

соседские отношения с Востоком. В порт

регулярно заходили корабли не только из

Европы, но из стран арабского Востока

и африканского побережья Средиземного

моря. Торговали и киликийские армяне.

Как минимум пять видов судов использо-

вались в Киликийской Армении, в их очер-

таниях, деталях мы можем видеть влияние

судов озера Ван. Объясняется это просто:

в X в. волна переселенцев из центра исто-

рической Армении численностью пример-

но 100 тыс. человек докатилась до Киликии,

на территории которой позже возникла

Армянская Киликия.

Связи с Европой оказали влияние и на

кораблестроение: детали для больших

морских судов закупались в Венеции,

а сами корабли собирались в клики. Участ-

ники клуба занимаются восстановлением

и реконструкцией древних судов. Основ-

ное внимание при восстановлении судов

было уделено средним судам, как предста-

вителям развивающегося типа. Для рекон-

струкции использовались разные изобра-

жения одного и того же судна — точность

восстановления очень важна.

Как правило, парусное вооружение

судна составлял один большой латинский

парус. Исторически так сложилось, что

треугольный парус назван латинским,

хотя использовался еще в древней Греции

и в Восточном Средиземноморье. Он хо-

рошо различим на барельефах начала

нашей эры. Интересно заметить, что прак-

тически на всех изображениях судов с ла-

тинским вооружением точка крепления рея

к мачте асимметрична относительно рея,

особенно на галерах с короткими мачтами

и огромными парусами на длинных реях,

основная часть которых лежала выше точ-

ки крепления рея к мачте. Это накладыва-

КОРАБЛИ КИЛИКИИ

Текст: Карен Балаян, Клуб морских исследований «АЙАС»