Previous Page  19 / 44 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 19 / 44 Next Page
Page Background

17

Люди Ветра 1 (17) • 2012

ло определенные ограничения на технику

смены галса. Как правило, на судах с та-

ким вооружением существует понятие пре-

имущественного галса, при котором парус

работает всей площадью. На другом галсе

парус ложится на мачту и работает менее

эффективно. Это неудобство компенсиру-

ется простотой исполнения маневра.

На армянских миниатюрах, как и на не-

которых старинных греческих, точка крепле-

ния рея к мачте симметрична. Рей крепится

посередине своей длины. Почему так? Ка-

кие возможности кроет в себе эта конструк-

ция? Рассмотрим смену галса при таком во-

оружении, т. е. маневр судна, при котором

диаметральная его плоскость пересекает

линию направления ветра носом (поворот

оверштаг) или кормой (поворот фордевинд).

Интересно, что при таком вооружении

кроме упомянутого, есть способ поворота,

в результате которого оба галса окажутся

равноценными.

Способ заключается в следующем:

при смене галса необходимо натягом

брасов — концов, регулирующих поло-

жение рея (которые, кстати, присутству-

ют на миниатюрах) поменять местами

галсовый и топовый углы паруса. Осо-

бенно выгоден такой способ смены галса

при повороте фордевинд, так как парус

ни на минуту не обезветривается и нет

неизбежного при свежем ветре хлопка

паруса при перекидке, грозящего непри-

ятностями зазевавшейся команде и па-

русному мастеру на современных яхтах.

В противовес повороту через форде-

винд, поворот оверштаг при этом будет

гораздо сложнее. Поэтому на таких су-

дах, также как и на судах с прямым во-

оружением, чаще делался так называе-

мый коровий оверштаг поворот оверштаг

через фордевинд.

Когда судно идет попутным ветром,

парус устанавливается симметрично от-

носительно диаметральной плоскости

судна, что дает возможность снять нагруз-

ку с рулей и избежать возникновения вра-

щающего момента. Это возможно только

в нашем случае — когда парус симметри-

чен.

В 2004–2006 гг. участники клуба про-

вели уникальный эксперимент. На восста-

новленной по рукописям и миниатюрам

и построенной в натуральную величину

копии средневекового торгового кора-

бля времен Киликийского царства была

осуществлена экспедиция по древним

торговым маршрутам вокруг Европы. Этот

исторический эксперимент позволил по-

нять, как ходили на таких судах древние

мореплаватели, как управляли такими

кораблями, а также оценить возможности

конструкции старых кораблей, включая

и догадки об использовании симметрич-

ного латинского паруса. Это было проде-

лано впервые в новейшей истории.

n