17
Люди Ветра 1 (17) • 2012
ло определенные ограничения на технику
смены галса. Как правило, на судах с та-
ким вооружением существует понятие пре-
имущественного галса, при котором парус
работает всей площадью. На другом галсе
парус ложится на мачту и работает менее
эффективно. Это неудобство компенсиру-
ется простотой исполнения маневра.
На армянских миниатюрах, как и на не-
которых старинных греческих, точка крепле-
ния рея к мачте симметрична. Рей крепится
посередине своей длины. Почему так? Ка-
кие возможности кроет в себе эта конструк-
ция? Рассмотрим смену галса при таком во-
оружении, т. е. маневр судна, при котором
диаметральная его плоскость пересекает
линию направления ветра носом (поворот
оверштаг) или кормой (поворот фордевинд).
Интересно, что при таком вооружении
кроме упомянутого, есть способ поворота,
в результате которого оба галса окажутся
равноценными.
Способ заключается в следующем:
при смене галса необходимо натягом
брасов — концов, регулирующих поло-
жение рея (которые, кстати, присутству-
ют на миниатюрах) поменять местами
галсовый и топовый углы паруса. Осо-
бенно выгоден такой способ смены галса
при повороте фордевинд, так как парус
ни на минуту не обезветривается и нет
неизбежного при свежем ветре хлопка
паруса при перекидке, грозящего непри-
ятностями зазевавшейся команде и па-
русному мастеру на современных яхтах.
В противовес повороту через форде-
винд, поворот оверштаг при этом будет
гораздо сложнее. Поэтому на таких су-
дах, также как и на судах с прямым во-
оружением, чаще делался так называе-
мый коровий оверштаг поворот оверштаг
через фордевинд.
Когда судно идет попутным ветром,
парус устанавливается симметрично от-
носительно диаметральной плоскости
судна, что дает возможность снять нагруз-
ку с рулей и избежать возникновения вра-
щающего момента. Это возможно только
в нашем случае — когда парус симметри-
чен.
В 2004–2006 гг. участники клуба про-
вели уникальный эксперимент. На восста-
новленной по рукописям и миниатюрам
и построенной в натуральную величину
копии средневекового торгового кора-
бля времен Киликийского царства была
осуществлена экспедиция по древним
торговым маршрутам вокруг Европы. Этот
исторический эксперимент позволил по-
нять, как ходили на таких судах древние
мореплаватели, как управляли такими
кораблями, а также оценить возможности
конструкции старых кораблей, включая
и догадки об использовании симметрич-
ного латинского паруса. Это было проде-
лано впервые в новейшей истории.
n