11
Люди Ветра 1 (19) • 2014
на пляж. После посещения магазина зашли
и мы, присели на камешках, посмотрели
немного, попивая пиво. Красиво, но непо-
нятно — на болгарском языке все песни.
Много молодежи. Длинноволосые, строй-
ненькие болгарочки. Одно расстройство…
Пошли спать. Утром в порт Варны начали
подходить военные корабли разных стран,
зашла турецкая подводная лодка. Долж-
ны проводиться военно-морские учения
НАТО. Еще два дня мы провели в Варне.
Была встреча с ветеранами-подводниками
Болгарии, прогулки по городу, магазины,
пляжи, прощальный банкет.
Путь домой
Рано утром 7 июля выходим на Балчик,
7 утра, отходим из яхт-клуба «Порт Варна».
Несмотря на раннее время, Иво пришел
проводить нас. «На коня», попрощались
и вперед! Ветер северный, лавировка. Воз-
ле «Золотых песков» начал закисать, но по-
том задул с новой силой, и в Балчик мы,
что называется, втискивались под штормо-
вым парусом и двигателем. Ошарашила не-
много цена за стоянку — 42 лева, примерно
240 гривен или 30 баксов! Но альтернати-
вы нет, пришлось раскошелиться. В глаза
бросилось какое‑то опустошение Балчика.
Отдыхающих мало, пляжи почти пустые, на-
род не толпится вечером на набережной,
как было три года назад… Итак, пополнив
количество гостей Балчика на три человека
и кошелек владельца марины на 42 лева,
мы вышли в город на прогулку и экскурсию.
Почему‑то конечной точкой маршрута экс-
курсии у нас постоянно получается супер-
маркет… 8 июля, последний день в Болга-
рии. Пополнение провизии на обратный
путь, сувениры и подарки домой, тратим по-
следние левы, все надоело, хочется домой.
Сварив перед стартом кастрюлю борща
(кастрюля-скороварка, закрывается гер-
метично), вышли из марины на таможенный
причал. Пограничник-таможенник в одном
лице сочувственно посмотрел на наше суд-
но, сказал, что не очень комфортабельное,
спартанские условия. Пригласил меня с до-
кументами в свой офис размером примерно
2х2 метра, ну я не стал умничать по поводу
его офиса, он и так слишком долго возился
с нашими паспортами и яхтенными доку-
ментами. Сканер у него вообще отказался
работать, и я ему отдал свою копию судо-
вого билета. Закрыл нам визы и границу,
пожелал счастливого пути. Покинули порт
Балчика. За волноломом сильный север-
ный ветер и волна. Наш план после закры-
тия границы на ходу основательно отметить
отход, отведав заодно отменного украин-
ского борща, откладывался. Идем к мысу
Калиакра, прикрываясь высоким берегом
от сильного ветра. Что там творится за мы-
сом трудно себе представить. По прогнозу,
еще сутки будет колбасить. Высовываться
за мыс в ночь, в штормящее море, на го-
лодный желудок нам совсем не хотелось,
и было принято решение стать на якорь
и переночевать под мысом. Выбрали ме-
сто для стоянки, начинаем готовить якорь,
майнать паруса. По радиостанции: «Яхта
«Муссон», какие ваши намерения?» От-
вечаю, что решили стать на якорь и пере-
ночевать. Пограничник говорит: «На якорь
можно стать не ближе 1,5 мили от берега.
Ну, в крайнем случае, не ближе мили». Го-
ворю, что на таком расстоянии от берега
ветер и волна и якорного каната не хватит,
мы здесь тихонько постоим до утра. Отве-
чает: «Хорошо, стойте». Обрадовались, по-
ложили якорь, паруса смайнали, увязали,
готовимся к принятию пищи… Опять по ра-
дио: «Яхта «Муссон», по вам новое распо-
ряжение: вы можете стать на якорь только
за пределами 12‑мильной зоны!»??? За-
шибись! Отвечаю: хорошо, мы сейчас по-
ужинаем, подымем паруса и покинем вашу
12‑мильную зону. Хоть и с подпорченным
настроением, но трапеза все равно состо-
ялась. Немного отдохнули, подняли паруса
и двинулись дальше. Пытался вызвать по-
граничников, доложить, что мы уже уходим,
и поблагодарить за гостеприимство, но они
в упор молчали, им и так были с мыса вид-
ны наши действия. Предполагаемого штор-
ма за мысом не оказалось, к вечеру ветер
и волна немного утихли, и мы неплохо
продвинулись в сторону дома. Даже были
благодарны пограничникам Болгарии,
что нас выгнали из укрытия… Следующие
три дня дул встречный слабый ветер, чере-
дуемый со штилями. Налюбовались морем:
и дневным, и ночным, и рассветами, и за-
катами… Еду, еду — следа нету. Есть такая
детская загадка. Но это не про нас. Ухо-
дит вдаль светящаяся кильватерная струя
за кормой, в обе стороны от яхты расхо-
дятся белые шипящие усы из пены. След
остается в душе, сердце и памяти. Звездное
небо над головой, в воде тоже отражения
звезд, по небу снуют самолетики, мигая
своими проблесковыми огоньками, спора-
дические метеоры пронизывают наискось
небо своими светящимися стрелами, толь-
ко желания успевай загадывать. В такую
ночь хорошо думается и мечтается. Нуж-
но же чем‑то мозги занять, пока руки сами
по себе, автоматически, управляют яхтой.
В территориальные воды Украины зашли
на рассвете, прошли мимо острова Зме-
иный. Родные «лебеди», как всегда, про-
спали, нам удалось пройти незамеченными
аж до Очакова. В Очакове «Лебедю-091»
доложил, что идем из Балчика в Херсон,
границу открывать будем в Херсоне. Очень
удачно, с попутным ветром прошли Дне-
провский лиман. Видели пеликанов. В Рвач
заскакивали, подгоняемые попутной вол-
ной. На якорной стоянке возле пионерла-
геря, издали, замечаем две яхты. Подходим
ближе, яхта «Фиеста» из Днепропетровска
и яхта «Rock Man» из Запорожья. На «Фи-
есте» все задраено, никаких признаков ак-
тивности, у запорожцев намечается банкет,
день рождения одного из членов команды
празднуют. Подходим к ним, становимся
лагом, связали яхты. Радость встречи, рас-
сказы, обмен новостями.
Стас с командой собирается на Си-
ноп сходить, потом в Средиземку. Пока
на Очаков направляются, там границу за-
крывать будут. В общем, посидели хорошо.
Но нам надо в Херсон, и мы, попрощав-
шись и пожелав удачи, движемся дальше.
Ночной Рвач, ветра нет, идем под двига-
телем. Утро встретили в Херсоне. Стали
на рейдовой стоянке напротив порта. Не-
много поспали. Потом подъем, легкий за-
втрак, подготовка документов и к 10 часам
следуем в таможенную зону. В общем, все
прошло нормально, небольшие непонятки
у портового врача: затребовала документы
как для большого корабля, но все уладили,
и еще одну несуразную бумагу запросила
врач и погранцы: список 10 последних пор-
тов захода. Чушь беспросветная, пришлось
сочинять. Из Херсона Леня уехал, на рабо-
ту срочно нужно было. До Никополя шли
вдвоем с Юрой. В Никополе Юру сменил
мой друг, радиолюбитель, Игорь Голиков.
Так прошло наше очередное, традицион-
ное, путешествие в Болгарию.
n