Table of Contents Table of Contents
Previous Page  28 / 48 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 28 / 48 Next Page
Page Background

26

Люди Ветра 1 (19) • 2014

М

инуло уже много лет со вре-

мени краха Советского Со-

юза, отлаженная система

выдачи удостоверений ях-

тенных рулевых и дипломов яхтенных

капитанов, основанных на решениях

квалификационных комиссий при феде-

рациях и клубах, ушла в прошлое. Затем

было Министерство спорта, которому

до регистрации яхт и выдачи дипломов

не было никакого дела. Непонятно по-

чему: ведь любой яхтсмен на лыжах «ху-

до-бедно» дистанцию пробежит, а вот

лыжник на парусной яхте даже не всегда

от пирса отойдет. Откуда возникла та-

кая нелюбовь к парусному сообществу

у «морской державы», не совсем ясно,

но в течение нескольких лет до регистра-

ции яхт и выдачи дипломов членам экипа-

жей парусных судов государству ровным

счетом не было никакого дела. Яхтсмены,

которым нужно было подтвержденное

право собственности, правдами и не-

правдами регистрировались в ГИМС,

получали судовой билет парусно-мотор-

ного судна; некоторые, в поисках выхода,

превращали временно яхты в мотолодки,

кто‑то «превращал» свои яхты в «морские

прогулочные суда». Такие запутанные ре-

гламенты были в ГИМСе.

ВФПС регистрировала яхты в своем

парусном реестре и тоже выдавала раз-

личные квалификационные свидетель-

ства, что в общем‑то не влекло никаких

правовых последствий — это был просто

документ о признании судна способным

принимать участие в соревнованиях,

проводимых общественной организа-

цией, а квалификация членов экипажа

подтверждалась свидетельством ВФПС,

что давало возможность принимать уча-

стие в тех же соревнованиях по правилам

ВФПС. ГИМС где‑то признавал эти свиде-

тельства и открывал парусные категории

(что вполне справедливо с точки зрения

логики). Да и вообще, ГИМС старался

относиться лояльно к яхтсменам

1

. Неко-

торые отчаянные с судовыми билетами

ВФПС даже ходили за границу и ожив-

ленно хвастались этим, искренне заблуж-

даясь и пользуясь нигилизмом погранич-

ников, которые просто не разбирались

предметно в вопросе о том, что на объ-

ект недвижимости право собственности

может подтвердить только государство

2

.

Продолжалось это ровно до тех пор,

пока не пришло время дорогих лодок:

тогда стали возникать спорные вопросы

собственности, особенно при необхо-

димости раздела или регистрации прав

на недвижимое имущество, к которому

относятся и парусные суда.

И вот, по прошествии многих лет фак-

тического бездействия, неповоротливая

государственная машина решила испол-

нить свои функции по регистрации прав

на недвижимое имущество и наделение

граждан правами на управление объек-

тами повышенной опасности.

Немного о праве

Вещи, не относящиеся к недвижимости,

включая деньги и ценные бумаги, призна-

ются движимым имуществом. Регистра-

ция прав на движимые вещи не требуется,

кроме случаев, указанных в законе. В со-

ответствии со статьей 130 ГК РФ, морские

и речные суда относятся к объектам не-

Высказанная в статье позиция автора является

приглашением к дискуссии о том, куда движется

«бесправное» яхтенное сообщество.

ТЕКСТ: ЮРИЙ РЫБАКОВ

ПРИМЕЧАНИЯ: ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВ

1

Далеко не везде. В Питере и в Москве были судебные дела, когда ГИМС пытался запретить яхтсменам выход на воду или пытался вмешиваться

в управление яхт-клубами. Все эти дела ГИМС проиграл.

2

Пограничники не имеют права проверять право собственности на яхту. Любой гражданин России может свободно выезжать за границу, хоть на ма-

шине, хоть в тазу, хоть пешком. Яхта в данном случае рассматривается как транспортное средство.