12
Люди Ветра 1 (20) • 2015
Особенности гонок
с гандикапом
ТЕКСТ: ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВ
Эта статья написана для журнала «Люди ветра» на основе материалов семинаров,
проводившихся в Санкт-Петербурге зимой 2014–2015 гг.
О
бсуждение гонок, про‑
водившихся с гандика‑
пом по системе ORC,
показало, что спортсме‑
ны живо интересуются гонками
с гандикапом, поскольку это дает
возможность померится силами
с соперниками, выступающими
на других, непохожих, яхтах; однако
система ORC до сих пор остается
непонятной не только для боль‑
шинства спортсменов, но и для су‑
дей. Многие вопросы, затронутые
в этой статье, касаются не только
ORC, а любых систем обмера и ган‑
дикапа. Более подробно с матери‑
алами семинаров можно ознако‑
миться на сайте
sportboat.info.
ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ
ОБМЕРА IMS/ORC
Система обмера и гандикапа IMS/ORC —
одна из двух признанных ISAF систем ганди‑
капа, и единственная, в которой проводятся
чемпионаты мира и континентов. Система
основана на математическом моделирова‑
нии движения яхты. Результат расчета — за‑
висимость теоретической скорости яхты
от скорости ветра и курса (поляра скоро‑
стей, рис. 1).
Правила IMS/ORC предназначены для од‑
нокорпусных яхт с одним килем в диаме‑
тральной плоскости. Других ограничений
немного. Яхты могут иметь шверты и дроп-
кили, один или два руля, качающиеся кили
и балластные цистерны, и даже убирающи‑
еся подводные крылья. Парусное вооруже‑
ние может быть одномачтовым и двухмач‑
товым, с любыми комбинациями парусов,
но только с косыми бермудскими
парусами. Тридцатилетняя практика
применения системы обмера IMS/
ORC показала, что эта система до‑
статочно корректно оценивает все
типы тяжелых килевых яхт, а на ров‑
ной воде — и глиссирующих килевых
яхт, таких как «спортботы» или TP-
52. Однако есть у системы и слабые
места. Во-первых, система непра‑
вильно оценивает сопротивление
яхты на встречном волнении. В ре‑
зультате скорость малых легких яхт
на встречных курсах в умеренный
и сильный ветер переоценивается.
Попросту говоря, система не учи‑
тывает то, что волну, которая бу‑
дет останавливать легкий «Опен-
800», 16-метровый «Транспак» даже
не заметит. Чтобы уменьшить влия‑
ние этой ошибки, ORC предлагает
следующие организационные меры:
∞
малые легкие яхты (длина < 9 м, водо‑
измещение < 2000 кг, отношение водоиз‑
мещения к кубу длины <4,5) выделены в от‑
дельный класс «ORC Sportboat». Объединять
«спортботы» с тяжелыми яхтами в одну за‑
четную группу не рекомендуется;
∞
рекомендуется разбивать яхты на зачет‑
ные группы не по величине гоночного балла,
а по так называемой «классификационной
App.
Wind
15°
30°
45°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
60°
75°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
90°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
05
°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
20
°
135
°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
15
0
°
16
5
°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
6
6
6
8
8
8
10
10
10
12
12
12
14
14
14
16
16
16
20
20
20
True Wind
15°
30°
45°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
60°
75°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
90°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
10
5
°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
0
°
135
°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
1
50
°
1
65
°
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
6
6
6
8
8
8
10
10
10
12
12
12
14
14
14
16
16
16
20
20
20
©OffshoreRacingCongress 2015
www.orc.orgSpeed Guide
TWS: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20 kts
Name
Kvartet
SailNumber
RUS297
Class
O-800
Designer
Kosorotov/Mataruev
Builder
AquaplastikaPskov
IssuedOn
10.02.2015 -VPP2015 1.00
Polar Plot for Boat
Jib
Asymmetric Spinnaker on Centerline
Code Zero
Рис. 1. Поляра скоростей