Previous Page  14 / 48 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 14 / 48 Next Page
Page Background

12

Люди Ветра 1 (20) • 2015

Особенности гонок

с гандикапом

ТЕКСТ: ВАСИЛИЙ АЛЕКСЕЕВ

Эта статья написана для журнала «Люди ветра» на основе материалов семинаров,

проводившихся в Санкт-Петербурге зимой 2014–2015 гг.

О

бсуждение гонок, про‑

водившихся с гандика‑

пом по системе ORC,

показало, что спортсме‑

ны живо интересуются гонками

с гандикапом, поскольку это дает

возможность померится силами

с соперниками, выступающими

на других, непохожих, яхтах; однако

система ORC до сих пор остается

непонятной не только для боль‑

шинства спортсменов, но и для су‑

дей. Многие вопросы, затронутые

в этой статье, касаются не только

ORC, а любых систем обмера и ган‑

дикапа. Более подробно с матери‑

алами семинаров можно ознако‑

миться на сайте

sportboat.info

.

ВОЗМОЖНОСТИ СИСТЕМЫ

ОБМЕРА IMS/ORC

Система обмера и гандикапа IMS/ORC —

одна из двух признанных ISAF систем ганди‑

капа, и единственная, в которой проводятся

чемпионаты мира и континентов. Система

основана на математическом моделирова‑

нии движения яхты. Результат расчета — за‑

висимость теоретической скорости яхты

от скорости ветра и курса (поляра скоро‑

стей, рис. 1).

Правила IMS/ORC предназначены для од‑

нокорпусных яхт с одним килем в диаме‑

тральной плоскости. Других ограничений

немного. Яхты могут иметь шверты и дроп-

кили, один или два руля, качающиеся кили

и балластные цистерны, и даже убирающи‑

еся подводные крылья. Парусное вооруже‑

ние может быть одномачтовым и двухмач‑

товым, с любыми комбинациями парусов,

но только с косыми бермудскими

парусами. Тридцатилетняя практика

применения системы обмера IMS/

ORC показала, что эта система до‑

статочно корректно оценивает все

типы тяжелых килевых яхт, а на ров‑

ной воде — и глиссирующих килевых

яхт, таких как «спортботы» или TP-

52. Однако есть у системы и слабые

места. Во-первых, система непра‑

вильно оценивает сопротивление

яхты на встречном волнении. В ре‑

зультате скорость малых легких яхт

на встречных курсах в умеренный

и сильный ветер переоценивается.

Попросту говоря, система не учи‑

тывает то, что волну, которая бу‑

дет останавливать легкий «Опен-

800», 16-метровый «Транспак» даже

не заметит. Чтобы уменьшить влия‑

ние этой ошибки, ORC предлагает

следующие организационные меры:

 малые легкие яхты (длина < 9 м, водо‑

измещение < 2000 кг, отношение водоиз‑

мещения к кубу длины <4,5) выделены в от‑

дельный класс «ORC Sportboat». Объединять

«спортботы» с тяжелыми яхтами в одну за‑

четную группу не рекомендуется;

 рекомендуется разбивать яхты на зачет‑

ные группы не по величине гоночного балла,

а по так называемой «классификационной

App.

Wind

15°

30°

45°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

60°

75°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

90°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

05

°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

20

°

135

°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

0

°

16

5

°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

6

6

8

8

8

10

10

10

12

12

12

14

14

14

16

16

16

20

20

20

True Wind

15°

30°

45°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

60°

75°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

90°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10

5

°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

0

°

135

°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1

50

°

1

65

°

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6

6

6

8

8

8

10

10

10

12

12

12

14

14

14

16

16

16

20

20

20

©OffshoreRacingCongress 2015

www.orc.org

Speed Guide

TWS: 6, 8, 10, 12, 14, 16, 20 kts

Name

Kvartet

SailNumber

RUS297

Class

O-800

Designer

Kosorotov/Mataruev

Builder

AquaplastikaPskov

IssuedOn

10.02.2015 -VPP2015 1.00

Polar Plot for Boat

Jib

Asymmetric Spinnaker on Centerline

Code Zero

Рис. 1. Поляра скоростей