13
Люди Ветра 1 (20) • 2015
длине», которая отражает ходовые качества
яхт на лавировке. Небольшие легкие яхты
имеют большую среднюю расчетную ско‑
рость благодаря высокой скорости на по‑
путных курсах, и из‑за этого при разбиении
на зачетные группы по общему гоночному
потенциалу попадают в компанию к тяже‑
лым яхтам, которые и так имеют преимуще‑
ство в скорости на лавировке, а недооценка
сопротивления легких яхт на волне это пре‑
имущество еще усугубляет. При разбивке
на группы по «классификационной длине»
в одну группу попадают яхты близких раз‑
меров и с близкой скоростью на лавировке,
поэтому влияние размеров яхты на их со‑
противление на волне меньше.
Второе слабое место состоит в том,
что система дает преимущество яхтам
с большой остойчивостью из‑за того,
что у большинства яхт при сильном кре‑
не сопротивление растет из‑за нарушения
центровки, что недостаточно учитывается
методикой расчета. Третье — незначитель‑
но переоценивается эффективность ген‑
накеров по сравнению с симметричными
спинакерами. В результате все тяжелые яхты
в ORC для оптимизации балла используют
симметричные спинакера. И четвертое —
система ORC прогнозирует скорость яхты
при силе ветра 6–20 узлов (3–10 м/с). Ис‑
пользование системы обмера ORC/IMS вне
этих пределов означает экстраполяцию
методики за пределы ее применимости,
со всеми вытекающими отсюда последстви‑
ями. За рубежом на официальных соревно‑
ваниях при ветре менее 4–5 м/с старт от‑
кладывается.
ГАНДИКАП ORC:
РАСЧЕТ ПО ПОЛЯРЕ СКОРОСТЕЙ
Любая система гандикапа основана
на следующем принципе: если считать,
что качество всех яхт и квалификация
их экипажей равны, и они идут в одинаковых
ветро-волновых условиях, то исправленное
время (СТi, corrected time) яхт должно быть
одинаково. Зная зависимость скорости яхты
от силы ветра, можно посчитать поправку
по времени ТА = 1/vs, которая и использует‑
ся для расчета гандикапа (рис. 2,3).
Расчет по поляре скоростей требует
знания силы и направления ветра на всех
участках дистанции, поэтому этот метод ис‑
пользуется на коротких прибрежных гонках.
Кроме того, этот способ требует тщатель‑
ной работы гоночного комитета на дистан‑
ции, а также использования специальных
программ для расчета. На длинных морских
дистанциях достоверно определить силу
и направление ветра вообще невозможно,
поэтому ORC предлагает несколько типов
«предустановленных» дистанций и видов
гандикапа, для которых заранее рассчитаны
курсы. Гоночный комитет должен выбрать
тип дистанции и гандикапа, наиболее под‑
ходящий для условий соревнований.
ГАНДИКАП ORC:
ПРЕДУСТАНОВЛЕННЫЕ ДИСТАНЦИИ:
INSHORE (ЛАВИРОВКА/ФОРДЕВИНД)
Слово «Inshore» вовсе не означает,
что этот тип дистанции нужно применять
только на внутренних акваториях. Это
обычная дистанция, где половина дистан‑
ции — чистая лавировка, а вторая половина —
фордевинд. Этот тип дистанции может при‑
меняться и в морских гонках, если яхты идут
в одну сторону при встречном ветре и об‑
ратно — при попутном. Обратите внимание:
любые оттяжки в сторону от наветренного
или подветренного знака искажают дистан‑
цию, и тем сильнее, чем короче расстояние
от подветренного до наветренного знака.
Например, если при длине лавировки 1,2
мили оттяжной знак установлен в трех кБт
от верхнего, а длина дистанции считается
как расстояние между верхним и нижним
знаками, то расчетная скорость прохожде‑
ния дистанции уменьшится на 14% по срав‑
нению с действительной, что равносильно
снижению силы ветра на 30–40%; понятно,
что легкие яхты окажутся заметно в прои‑
грыше. Если же длина дистанции рассчитана,
как расстояние от нижнего знака до оттяж‑
ного, то картина будет обратная. Поэтому
на ответственных соревнованиях вместо
«Inshore» используют составную дистанцию.
ГАНДИКАП ORC:
ПРЕДУСТАНОВЛЕННЫЕ
ДИСТАНЦИИ: CIRCULAR RANDOM
(СЛУЧАЙНАЯ КРУГОВАЯ)
Это тип дистанции, где все направления
и силы ветра равновероятны, как будто яхты
движутся по замкнутому кольцу (напри‑
мер, огибая большой почти круглый остров)
при постоянном направлении ветра. Та‑
кой тип дистанции можно применять, если
идут в длинную маршрутную гонку, когда
нет возможности ни предсказать направ‑
ление ветра, ни фиксировать его во время
гонки. Среднее значение поправки скоро‑
сти TA = 1/Vs для случайной круговой дис‑
танции обозначается GPH (общий гандикап),
и до последнего времени использовалось
для разбивки флота на зачетные группы.
Рис. 2
Рис. 3