Previous Page  15 / 48 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 15 / 48 Next Page
Page Background

13

Люди Ветра 1 (20) • 2015

длине», которая отражает ходовые качества

яхт на лавировке. Небольшие легкие яхты

имеют большую среднюю расчетную ско‑

рость благодаря высокой скорости на по‑

путных курсах, и из‑за этого при разбиении

на зачетные группы по общему гоночному

потенциалу попадают в компанию к тяже‑

лым яхтам, которые и так имеют преимуще‑

ство в скорости на лавировке, а недооценка

сопротивления легких яхт на волне это пре‑

имущество еще усугубляет. При разбивке

на группы по «классификационной длине»

в одну группу попадают яхты близких раз‑

меров и с близкой скоростью на лавировке,

поэтому влияние размеров яхты на их со‑

противление на волне меньше.

Второе слабое место состоит в том,

что система дает преимущество яхтам

с большой остойчивостью из‑за того,

что у большинства яхт при сильном кре‑

не сопротивление растет из‑за нарушения

центровки, что недостаточно учитывается

методикой расчета. Третье — незначитель‑

но переоценивается эффективность ген‑

накеров по сравнению с симметричными

спинакерами. В результате все тяжелые яхты

в ORC для оптимизации балла используют

симметричные спинакера. И четвертое —

система ORC прогнозирует скорость яхты

при силе ветра 6–20 узлов (3–10 м/с). Ис‑

пользование системы обмера ORC/IMS вне

этих пределов означает экстраполяцию

методики за пределы ее применимости,

со всеми вытекающими отсюда последстви‑

ями. За рубежом на официальных соревно‑

ваниях при ветре менее 4–5 м/с старт от‑

кладывается.

ГАНДИКАП ORC:

РАСЧЕТ ПО ПОЛЯРЕ СКОРОСТЕЙ

Любая система гандикапа основана

на следующем принципе: если считать,

что качество всех яхт и квалификация

их экипажей равны, и они идут в одинаковых

ветро-волновых условиях, то исправленное

время (СТi, corrected time) яхт должно быть

одинаково. Зная зависимость скорости яхты

от силы ветра, можно посчитать поправку

по времени ТА = 1/vs, которая и использует‑

ся для расчета гандикапа (рис. 2,3).

Расчет по поляре скоростей требует

знания силы и направления ветра на всех

участках дистанции, поэтому этот метод ис‑

пользуется на коротких прибрежных гонках.

Кроме того, этот способ требует тщатель‑

ной работы гоночного комитета на дистан‑

ции, а также использования специальных

программ для расчета. На длинных морских

дистанциях достоверно определить силу

и направление ветра вообще невозможно,

поэтому ORC предлагает несколько типов

«предустановленных» дистанций и видов

гандикапа, для которых заранее рассчитаны

курсы. Гоночный комитет должен выбрать

тип дистанции и гандикапа, наиболее под‑

ходящий для условий соревнований.

ГАНДИКАП ORC:

ПРЕДУСТАНОВЛЕННЫЕ ДИСТАНЦИИ:

INSHORE (ЛАВИРОВКА/ФОРДЕВИНД)

Слово «Inshore» вовсе не означает,

что этот тип дистанции нужно применять

только на внутренних акваториях. Это

обычная дистанция, где половина дистан‑

ции — чистая лавировка, а вторая половина —

фордевинд. Этот тип дистанции может при‑

меняться и в морских гонках, если яхты идут

в одну сторону при встречном ветре и об‑

ратно — при попутном. Обратите внимание:

любые оттяжки в сторону от наветренного

или подветренного знака искажают дистан‑

цию, и тем сильнее, чем короче расстояние

от подветренного до наветренного знака.

Например, если при длине лавировки 1,2

мили оттяжной знак установлен в трех кБт

от верхнего, а длина дистанции считается

как расстояние между верхним и нижним

знаками, то расчетная скорость прохожде‑

ния дистанции уменьшится на 14% по срав‑

нению с действительной, что равносильно

снижению силы ветра на 30–40%; понятно,

что легкие яхты окажутся заметно в прои‑

грыше. Если же длина дистанции рассчитана,

как расстояние от нижнего знака до оттяж‑

ного, то картина будет обратная. Поэтому

на ответственных соревнованиях вместо

«Inshore» используют составную дистанцию.

ГАНДИКАП ORC:

ПРЕДУСТАНОВЛЕННЫЕ

ДИСТАНЦИИ: CIRCULAR RANDOM

(СЛУЧАЙНАЯ КРУГОВАЯ)

Это тип дистанции, где все направления

и силы ветра равновероятны, как будто яхты

движутся по замкнутому кольцу (напри‑

мер, огибая большой почти круглый остров)

при постоянном направлении ветра. Та‑

кой тип дистанции можно применять, если

идут в длинную маршрутную гонку, когда

нет возможности ни предсказать направ‑

ление ветра, ни фиксировать его во время

гонки. Среднее значение поправки скоро‑

сти TA = 1/Vs для случайной круговой дис‑

танции обозначается GPH (общий гандикап),

и до последнего времени использовалось

для разбивки флота на зачетные группы.

Рис. 2

Рис. 3