Previous Page  17 / 48 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 17 / 48 Next Page
Page Background

15

Люди Ветра 1 (20) • 2015

таны для двух типов дистанции: «Offshore»

и «Inshore», а для «Circulr Random» он может

быть пересчитан по формуле ToT = 600 / GPH.

УПРОЩЕННЫЕ ФОРМУЛЫ

ГАНДИКАПА: ВРЕМЯ ПО ВРЕМЕНИ

И ДИСТАНЦИИ (PERFORMANCE LINE).

Исправленное время рассчитывается

по формуле CT = (PLT * ET) — (PLD * D), где

PLT = A и PLD = B — коэффициенты линей‑

ной аппроксимации кривой зависимости

обратной скорости яхты (TA = 1/Vs) от ско‑

рости ветра (рис. 5). Для «морской» дис‑

танции коэффициенты рассчитываются

по кривой обратных скоростей на дистан‑

ции «Ocean PLS» (рис. 4), для «прибреж‑

ной» — по петле (Windward/Leeward). При‑

меняя линейный гандикап, надо помнить

о том, что при средней скорости на дистан‑

ции, выходящей за рамки расчетной табли‑

цы скоростей, расчет по линейной формуле

дает непредсказуемые результаты (рис. 5).

На рис. 5 нанесены расчетные зависимости

TA (w) из мерительного свидетельства ORC

и их линейная аппроксимация. При любом

ветре яхта 2 быстрее яхты 1, но с умень‑

шением силы ветра разница уменьшается.

Предположим, яхты прошли дистанцию

со средней скоростью 1000 сек/милю; это

соответствует скорости ветра около 6 м/с,

при этом расчетная скорость обеих яхт оди‑

накова. Но по линейной аппроксимации

такой скорости яхт соответствует отрица‑

тельная скорость ветра, при этом тихоход‑

ная яхта должна быстроходной!

Поэтому в правилах ORC прямо указано,

что не следует экстраполировать кривые

расчетных скоростей яхты, а если скорость

ветра выходит за рамки табличной (6–20 уз‑

лов), то нужно использовать крайние значе‑

ния обратных скоростей (TA6 и TA20).

УПРОЩЕННЫЕ ФОРМУЛЫ

ГАНДИКАПА: ТРЕХЧЛЕННАЯ

ФОРМУЛА (TRIPLE NUMBERS)

Трехчленная формула представляет со‑

бой гандикап «время по времени» (CT = ET

x ToT), но с коэффициентами ToT, различны‑

ми для разной силы ветра. Предлагается три

диапазона силы ветра: слабый (до 9 узлов),

умеренный (9–14 узлов), сильный (свыше 14

узлов).

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ

СОРЕВНОВАНИЙ: ДИСТАНЦИИ ГОНОК

Для коротких гонок, когда есть возмож‑

ность записывать направление ветра, ре‑

комендуется использовать составную дис‑

танцию. Используемый для расчета тип

дистанции должен соответствовать дей‑

ствительному. Например, если исполь‑

зуется дистанция типа «Inshore», но курс

выставлен не точно против ветра, то откло‑

нение на 20 градусов означает сокращение

длины лавировки на 6%, при этом погреш‑

ность расчета составит 3–4 сек/милю (ок.

0,5% от времени), что больше, чем считает‑

ся допустимым по правилам ORC. Если на‑

правление ветра на лавировке изменилось

больше, чем на 25 градусов, то нужно либо

переставить дистанцию, либо прекратить

гонку.

Длина дистанции коротких дневных гонок

должна выбираться таким образом, чтобы

время прохождения дистанции составляло

около полутора до двух часов при сред‑

ней скорости яхт. Рекомендуемая длина

прямой составляет две — две с половиной

мили, минимальная — не менее одной мили.

Это делается для того, чтобы, во‑первых,

флот успел растянуться до верхнего знака

(особенно важно для однотипного флота);

во‑вторых, чтобы при случайных колебаниях

ветра или перекосе стартовой линии одна

из сторон дистанции не получала заметного

преимущества. Надо учитывать, что более

короткие дистанции выгодны для малых яхт,

которые получают преимущество благодаря

большей маневренности.

Всегда, когда для расчета гандикапа учи‑

тывается длина дистанции, погрешность

в определении длины дистанции не долж‑

на превышать 0,25%, или 0,1 кБт на каждом

участке (что больше). Это следует из требо‑

ваний правил к точности гандикапа, и со‑

ответствует техническим возможностям

систем спутниковой навигации. Рекоменду‑

ется устанавливать абсолютное контроль‑

ное время, исходя из средней скорости

2,5–3 узла. Для нашего флота средняя ско‑

рость на дистанции меньше трех узлов оз‑

начает, что ветер стабильно слабее шести

узлов, т.е. мы начинаем экстраполировать

теоретическую скорость яхт за пределы

расчетной таблицы, что неизбежно приво‑

дит к некорректному гандикапу.

Для того, чтобы не выходить за пределы

расчетной силы ветра, не следует давать

старт, если скорость ветра меньше пяти уз‑

лов или больше 28 узлов. Если ветер ослаб

до двух узлов или, наоборот, усилился до 30

узлов или больше, то рекомендуется прекра‑

тить гонку, особенно если есть существен‑

ная вероятность того, что более половины

флота не финиширует. Для ответственных

соревнований следует использовать расчет

гандикапа по кривой скорости (PCS). Если

расчет гандикапа по кривой скорости невоз‑

можен, то рекомендуются следующие упро‑

щенные формулы гандикапа: при умеренном

ветре — линейный гандикап (Performance

Line), при слабом или сильном ветре — трех‑

членный гандикап (Triple Number). Использо‑

вание линейного гандикапа при слабом (ме‑

нее шести узлов) и сильном (более 20 узлов)

ветре приводит к большим ошибкам.

ДОСТОИНСТВА

И НЕДОСТАТКИ СИСТЕМЫ ORC

Плюсы:

 Любые однокорпусные яхты.

 Высокая достоверность.

 Простота обмера для мерительных сви‑

детельств типа «ORC Club».

Минусы:

 Необходимость высокой квалификации

гоночного комитета для полного использо‑

вания возможностей

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ

ЗАЧЕТНЫХ ГРУПП

 Однотипные яхты в группе (объединять

в одной группе тяжелые яхты и «спортботы»

на ответственных соревнованиях нежела‑

тельно).

 Разброс скорости не больше 10–15%

(чтобы яхты шли в близких ветровых усло‑

виях).

 Разбивка на группы по среднему баллу

для маршрутных гонок, и по классифика­

ционной длине — для петлевых.

n

Рис. 5

20

566,9 Квартет

530

Эталон

500

600

700

800

900

1000

1100

-­‐5

0

5

10

15

20

TA, сек/милю

Ветер, уз

поправка гандикапа по поляре скоростей и по линейной аппроксимации

Яхта 1

Яхта 2