19
Люди Ветра 1 (20) • 2015
от Астаны до Приозерска стабильно на пя‑
терку, местами с плюсом. На границе про‑
блем обычно никаких, время ожидания
сильно зависит от текущих условий, у нас
процедура прохождения таможни ни разу
не заняла более полутора часов.
Обязательно покупайте местную автомо‑
бильную страховку на границе: стоит две-
три сотни рублей (в зависимости от сроков
пребывания), а экономит массу времени,
нервов и денег. Начинают тормозить на пер‑
вом же посту, километрах в 20‑ти от грани‑
цы. Гаишников Казахстане на трассах много,
они «злые», все с радарами, следите за огра‑
ничениями скорости, почти везде, где есть
знак, есть «гаец» с радаром. Распростране‑
на практика контролировать скорость с ав‑
томашины на встречных курсах. И помните,
что в Казахстане нет «бонусных» 20 км/час.
Договариваться можно, но жадные... Полез‑
но иметь с собой какой‑нибудь документ,
подтверждающий ваш «особый статус» —
удостоверение главного специалиста Мин
здрава, рекомендательное письмо органи‑
заторов регаты, пенсионное удостоверение
сотрудника правоохранительных органов…
все может пригодиться. «Восток — дело
тонкое», принадлежность к власти здесь
уважается. И обязательно разговаривайте:
беседа ценится на Востоке очень высоко.
Нам в оба путешествия удалось обойтись
без дополнительных финансовых затрат,
но останавливаться и разговаривать прихо‑
дилось часто.
Придорожная инфраструктура развита,
есть где переночевать и перекусить. В мест‑
ных «кафе» готовят, как правило, очень вкус‑
но, еда «живая», домашняя. Особенно в тех,
что отдельно стоят на пустынной трассе
в степи. Цены, по сравнению с российскими,
гуманные (лето 2014 года).
Топливо прошлым летом стоило пример‑
но на 25% дешевле, чем в России.
Местом нашего стапеля, старта и финиша
был город Приозерск. В советское время
это был закрытый город, режимный воен‑
ный объект. Сегодня территория выживает,
как может.
Местные власти и жители с 2006 года
принимают международные парусные ре‑
гаты «Кубок Балхаша», которые проводят‑
ся экосоюзом «Табигат». В 2014 году здесь
проходил Чемпионат Мира по версии МА‑
РИНС.
Балхаш — идеальный водоем для хожде‑
ния под парусом: сильные стабильные ветра,
продолжительный сезон (май — сентябрь),
простор и возможность выбора маршрутов
на любой вкус, срок пребывания, уровень
мастерства, неограниченное количество
стоянок, малонаселенные берега, теплая
вода, солнце и рыбалка, рыбалка, рыбал‑
ка… О воде нужно сказать особо. Она уди‑
вительного бирюзового цвета. Половина
озера соленая, половина пресная. И хотя
Балхаш называют озером, он больше похож
на море: едешь-едешь часами вдоль берега...
Это и есть остатки древнего моря. Здесь все
время солнце и ветер, что прекрасно для па‑
русных путешествий. Погода может изме‑
ниться быстро, за неделю регаты пережили
и шторм: один из 60‑километровых этапов
шли при встречном ветре и метровой волне,
и почти полный штиль, при котором отраба‑
тывали навыки «движения на малых скоро‑
стях». Пригодились дополнительные паруса,
было во что «собрать ветер». На финальном
этапе благодаря новому генакеру, вырос‑
шему мастерству команды и удаче обошли
конкурентов и завоевали «бронзу» в своем
классе.
Озеро неглубокое, быстро прогревается,
очень комфортно для купания. Хорош отдых
с детьми, много мест с длинными пляжами
и отмелями вдоль берега. При этом нужно
помнить о солнцезащитном креме и легкой
светлой одежде с длинными рукавами — «бе‑
лое солнце пустыни» — это и про Балхаш
тоже. И еще: обязательно берите хорошие
солнцезащитные очки. Про рыбалку отдель‑
ный разговор: судак, жерех, сом… ловим
и готовим в разных видах. Растительность не‑
богатая, но когда мы увидели поле зацветших
маков, мы оценили красоту местной при‑
роды. Люди, которые принимали нас, очень
доброжелательны, очень любят свое озеро,
гордятся им. С удовольствием рассказывают,