Previous Page  39 / 48 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 48 Next Page
Page Background

Первый «Финн»

В

алентин Данилов, бывший свидетелем

появления первых «финнов» в Москве,

а позже ставший активным приверженцев

класса до конца своих дней, рассказывал:

«Первые «Финны» выглядели так,

как будто это судно было словно сделано

для истязания яхтсмена, севшего в него

и отошедшего от пирса. Близость дере‑

вянной «дубовой» мачты к носу очень

часто приводила к тому, что «Финн» пере‑

ворачивался у пирса при попытке руле‑

вого пройти по палубе в кокпит. Корпус

не имел емкостей для обеспечения пла‑

вучести и не тонул при переворачивании

только потому, что был деревянным. Мачта

была закреплена в стационарных оковках

на палубе и в степсе и не допускала ре‑

гулировки ее наклона. Парус поднимал‑

ся проходящим внутри мачты стальным

фалом с помощью маленькой лебедки,

которая могла стопориться в любом про‑

межуточном положении. Так было сдела‑

но для того, чтобы имелась возможность

поднимать парус не до верхней марки

и благодаря этому «брать рифы». Да! Да!

На «финне» тогда в свежий ветер даже

на воде можно было «брать» и «отдавать»

рифы, наматывая парус на гик, который

свободно вставлялся в прямоугольную

прорезь в мачте. Для этого гик был ос‑

нащен ракс-бугелем (кто теперь знает,

что это такое?), к которому крепился блок

гика-шкота и конец шкота. Посреди бимса

(!) находился рым (о погоне и каретке тогда

никто не знал), к которому крепился дру‑

гой блок гика-шкота. Третий рым находил‑

ся (как и сейчас) на килевой доске. Теперь

легко представить, как выглядел парус

в лавировку и как работал в свежий ветер,

тем более, что галсовый и шкотовый углы

паруса крепились к гику намертво. Кроме

фала и гика-шкота из бегучего такелажа

были только крепившиеся в щелевых сто‑

порах на бимсе шверт-тали, таскавшие

почти пудовый стальной шверт. Никаких

других дельных вещей не было. Вооружен‑

ный «Финн» весил около 150 кг.

Теперь самое главное. Откренок

не было и рулевой, свесившись за борт

для откренивания, цеплялся под бимс

подъемом ближней к нему ноги и так ви‑

сел на острых курсах. Откренивать на пол‑

ных курсах было нельзя. Но это еще не все.

По краю кокпита проходил возвышавший‑

ся на 10 мм над палубой край примыкав‑

шего к палубе под прямым углом комингса,

причинявшего нестерпимую боль икро‑

ножным мышцам во время откренивания.

Но и это еще не все. «Сосалок» не было.

Для откачивания поступавшей в кокпит

забортной воды имелся ковшик с более

чем метровой ручкой. Представьте себе

рулевого, висящего в свежий ветер за бор‑

том, держащего шкот в зубах и отчерпыва‑

ющего ковшиком воду с подветренного

борта. Теперь боритесь с ветром и сопер‑

никами! Для полноты картины последнее:

как было сказано выше, гик вставлялся

в прямоугольную прорезь в мачте и мог

перемещаться в вертикальном положении

на угол до 10°. Оттяжки гика, разумеется,

не было. По этой причине на полных кур‑

сах гик смотрел «в небо», центр парусно‑

сти на полных курсах перемещался вперед

и в отсутствии откренок при налетевшем

сзади порыве ветра удержать «Финн»

от переворачивания через нос было очень

трудно.

Так как мачта была деревянной, пере‑

вернувшийся деревянный корпус плавал

на боку, слегка возвышаясь бортом над во‑

дой. Перевернувшийся «Финн» поставить

на воде было невозможно. И клубные

катера еще несколько часов после окон‑

чания гонки собирали на воде и прибив‑

шиеся к берегам лодки, окоченевших гон‑

щиков и оценивали убытки.

Два слова о парусах. Первые пару‑

са были сшиты из х/б ткани (типа ткани

на тогдашних туристских штормовках)

и не имели окна. На поднятые новые па‑

руса было страшно смотреть, в особен‑

ности, когда они намокали. Новые паруса

надо было «выхаживать». В средний ветер

(без дождя) ставили парус и ходили только

в галфвинд не менее 20 часов, после этого,

слегка намочив парус, ходили в галфвинд

еще часов 10. Только после такой проце‑

дуры можно было идти в гонку и рассчи‑

тывать на результат. Первое время никто

не умел перешивать паруса. Как макси‑

мум, для исправления морщин на парусе

или ремонта парус «переликовывали»: от‑

парывали ликтрос по передней и нижней

шкаторине и с помощью парусной иглы

и «гардемана» пришивали ликтрос зано‑

во. Не забудьте: деревянные корпуса надо

было по весне (иногда и в течение сезона)

красить. Ясно, что надо было разбирать‑

ся в совместимости грунтов, шпаклевок

и красок.

И последнее. Во что были одеты

в то время яхтсмены: в лучшем случае в ту‑

ристские костюмы, которые, естествен‑

но, промокали. Ничего другого не было.

По этой причине многие «финнисты»

страдали от радикулита, артрита и про‑

чих подобных болезней и раньше времени

уходили на большие яхты или бросали па‑

рус совсем. Спас-жилеты, хотя и держали

на воде, были тяжелые и неудобные».