18
Люди Ветра 1 (22) • 2017
ко сказала «я бы не ходила». Но на море
была тишь да гладь… Экипаж хотел моря
и вообще куда‑то идти — мне приписали
параноидальный психоз. После просмо‑
тра нескольких европейских сайтов с по‑
годой в узлах, и ничего ужасного не уви‑
дев, в предстоявшие день-два, мы вышли,
да и Брескенс не понравился сильно: тем‑
ный и хмурый — типичная Скандинавия.
Вообще‑то, это старинный порт, но в годы
войны немцы использовали его для транс‑
портировки грузов — за что и был наказан:
полностью уничтожен английской авиа‑
цией. Естественно, его заново отстроили,
но оставаться там не хотелось.
Пошли довольно комфортно, но посте‑
пенно ветер начал расти, и от 8 узлов уси‑
лился до 32 узлов, минут за 30–40, да и те‑
чение стало меняться, поэтому Северное
море мы только понюхали — решила я не ри‑
сковать и не ходить в сторону Hellevoetsluis.
Стало очевидно, что то, что должно было
прийти через пару дней, уже тут — мы по‑
вернули назад, но в Брескенс сильно не хо‑
телось. На наше счастье удалось найти
марину по пути. Так мы пришли во Флис‑
сенген (Vlissengen) в 11:40. Это большая
удача, т.к. вдоль морского побережья марин
практически нет и шансов спрятаться мало.
Хорошо, что заранее связались с мариной:
на входе был маленький разводной мостик
для пешеходов и велосипедистов — нас
ждали и его тут же развели. Городок нам по‑
нравился и мы решили там постоять подоль‑
ше, а оттуда рукой подать до шлюза, чтобы
в Yerseke вернуться каналами. Марина нахо‑
дится в самом городе: вокруг его голоса, его
жизнь и часы на башне, отмечающие про‑
житый срок каждые 15 минут; правда только
до пяти вечера, но того, кто слышал муэд‑
зина в Турции, этим не проймешь. Марина
огорожена забором, на входной двери — за‑
мок с восьмизначным кодом. Единственный
минус — платный душ, по всему нашему
пути это был постоянный минус 1–1,5 евро
за три минуты удовольствия. Стоянка в день
обошлась довольно дорого 31,2 евро, но это
с учетом 2,5 евро за электричество и 8,7
евро туристического налога за шестерых
и включая интернет.
Флиссенген — старинный рыбацкий по‑
селок, появившийся в 620 г., а сейчас это
третий торговый порт Нидерландов, после
Роттердама и Амстердама. Есть три гипоте‑
зы происхождения названия города. Первая
связана со Святым Виллибрордом, который
пытался напоить нищих из бутылки, в кото‑
рой не кончалась вода: Vles по‑голландски
означает бутылка. Вторая версия тоже связа‑
на с бутылкой, но на этот раз она была при‑
вязана к парому и была его опознавательным
знаком и монах Якоб распространил назва‑
ние на все поселение. Третья версия свя‑
зана с датским словом Vles, что по‑датски
означает прилив-отлив. В разное время
Флиссенгеном владели англичане, испан‑
цы, французы, голландские республиканцы
и Нидерланды. У города есть и английский
вариант имени: Flushing, а поскольку англи‑
чане здесь хозяйничали целый век, с начала
16 века, то многие из них его так до сих пор
и называют. Несмотря на все богатое исто‑
рическое наследие, назвать город истори‑
чески запоминающимся сложно. Довольно
много памятников военной истории на на‑
бережной, здания судоверфи De Schelde,
из старинного: ратуша открытая в 1549 году
и возведенный в 1649 году арсенал, который
сейчас представляет собой игровую зону
для детей и зону игровых автоматов.
При этом город очень приятный для пе‑
ших прогулок, мелкого шоппинга и барного
отдыха.
Море становилось все менее привлека‑
тельным: раздувало, в марину спряталось до‑
вольно много лодок, хотя наши соседи с дву‑
мя маленькими дочками лет восьми и шести,
взяли на буксир свой «оптимист» и поеха‑
ли тренироваться на пару часов. Когда они
вернулись, девочки были переодеты в сухие
пижамы, которые довольно забавно смотре‑
лись с яхтенными куртками и спас-жилетами,
не выронив ни слова, девочки помогли при‑
швартовать яхту и с родителями убрались
внутрь. В этот момент я отчетливо увидела
«окно в Европу» — моряком надо родиться.
Кстати, Флиссенген — побратим Таганрога.
Другим потрясшим событием была сизи‑
гия. Да, на Беломморе я ее видела, но, когда
эхолот показывает 175 см, кричит, а осадка
170, становится не по себе. Но соседи ска‑
зали, что ниже вода не упадет и эхолот мы
выключили. Стенки в клубе были покрыты
половинками раковин устриц: местные
не утруждают себя, срезая только часть
устрицы. Есть их почему‑то не хочется.
Следующий день мы тоже прогуляли
по городу, а заодно пообщались с нашими
соседями — семейной парой голландцев.
Они посоветовали по пути в Yerseke зайти
в Veere. И Веере оказался прекрасен! Чет‑
вертого августа утром мы вышли из Флис‑
сенгена и пошли в Веере, но, прежде чем мы
туда попали, мы преодолели три разводных
моста и два шлюза! Шлюзы как раз были те,
в которых парусники шлюзуются толпой.
Главное здесь не вставать к стенке — иде‑
ально стоять вторым бортом к кому‑нибудь.
Мы как раз в одном из них встали аккурат
к стенке, рядом стояла еще спортивная лодка,
а за ними дедушка один. Капитан спортивной
лодки подозвал меня и сказал, что у дедуш‑
ки проблема с движком: он не заводится, и
что нужно будет всех выпустить, потом вый‑
дет дедушка, потом он, ну и мы — последни‑
ми. Я спросила, может дедулю взять на бук‑
сир, но сосед сказал, что уже предлагал, и тот
отказался. Когда все вышли, дедуля, поставил
паруса и довольно резво свалил из шлюза.
Вообще в «групповом» шлюзовании
есть какой‑то праздник: все довольно
веселые и общительные, очень много
семейных экипажей с маленькими деть‑
ми, много собак на яхтах. Во время шлю‑
зования кто‑то ест или идет пить кофе,
кто‑то болтает с соседями. Странная не‑
много картина, но забавная, не лишенная
своего шарма. Ассоциация не столько
с яхт-клубом, сколько с поездкой на элек‑
тричке на дачи на майские праздники.
Еще один момент: иногда открытия моста
приходится ждать подолгу, для таких слу‑
чаев есть деревянные швартовые стен‑
ки (по краям судового хода) и лучше ими
пользоваться, это удобно.
В Веере мы пришвартовались в 13:40.
И это место оказалось именно тем, где захо‑