33
Люди Ветра 1 (22) • 2017
Отрицательные примеры двигательных отсеков в яхтах производства 1980-х годов.
Яхты приватные: Contest 42 1982 г. (верхний ряд), Savage 42 1984 г. (нижний ряд),
на пару-тройку лет. То есть, приемлемый про‑
бег на момент покупки 4000–4500 часов. Если
считать, что 400–500 часов в год лодка мото‑
ром воду месит наверняка, то вполне логич‑
ным представляется вывод о том, что у забот‑
ливого хозяина лодка 20 с лишним лет от роду
ходит уже с неродным двигателем. В общем,
это не жесткое требование, а некий достаточ‑
но большой нюанс, связанный с ценой.
Почему после капитального ремон‑
та брать не стоит? Точнее, брать можно,
но в цене «минус двигатель». Теоретиче‑
ски, можно сделать капремонт двигателя
так, что он проходит столько же, сколько и
до ремонта. Но это серьезный ремонт, кото‑
рый должен быть выполнен в соответствии
с регламентом. Например, при расточке
надо создавать в блоке напряжения рабо‑
тающего двигателя. Для этого применяются
так называемые ремонтные головки блока.
А теперь, внимание, вопрос: много вы зна‑
ете сервисов, где есть ремонтные головы
на все модели? Хотя бы для одного произ‑
водителя. И еще вопрос: а сколько это будет
стоить? Тут я могу ответить: качественный
капитальный ремонт обычно стоит полови‑
ну стоимости нового двигателя. Продолжать
дальше? В общем, капремонт если и сделан,
то ресурс в любом случае неизвестен. А это
значит, что вы можете попасть на замену
в любой момент. Поэтому все, что более
шести тысяч часов работы — «минус двига‑
тель» в цене. Это примерно 10 000 у.е. плюс
трансмиссия (еще две-три тысячи). И должен
вам сказать, что такая позиция оправдана:
одна из лодок, приватная, кстати, имела
пробег по двигателю со слов владельца по‑
рядка 4800 часов, но почему‑то ела масло…
по пол-литра за 30 часов работы, то есть,
за смену двигатель съедал еще один объ‑
ем. Странно, правда? Потом и выяснилось,
что пробег не 4800, а где‑то 7500, то есть
уже совсем вне сервисного интервала. И все
стало на свои места. Лодка была хоть и при‑
ватная, хозяин на ней 12 лет ходил, но изна‑
силована была, как чартерная. Такое бывает.
О трансмиссии: для компоновок с пря‑
мым валом трансмиссии почти у всех про‑
изводителей одни и те же, и их стоимость
около 2000 у.е., S-drive в два раза больше.
Тут как хотите: торговаться вам. Но учтите:
трансмиссия — расходный материал; ее ме‑
няют раза в два чаще, чем двигатель: через
две-три тысячи часов работы.
ВООРУЖЕНИЕ
В моем случае все достаточно одно‑
значно: я искал BWC, который ходит с ма‑
лым экипажем (один на вахте без подвахты).
А это: хорошая балансировка, а это: больше
парусов отдельных и разных, а это: кеч, йол,
тендер, шхуна… но только не шлюп, ибо
сбалансировать шлюп очень тяжело. Если
он конструктивно не сбалансирован (это
правило для круизеров по соображениям
безопасности: крен больше 10–15 граду‑
сов должен выводить лодку из ветра), то
для попадания в баланс придется сильно
вмешиваться в рангоут и такелаж вплоть
до замены. Менять вооружение можно, од‑
нако, это очень хорошие деньги, сравнимые
с еще одним судном в некоторых случаях.
Оно надо? Лучше купить то, что подходит
сразу, — свою лодку. Изучив много про‑
ектов, я выбрал кеч. Шхун в калибре до 45
футов мало, йолы, в основном, длинно-
килевые и деревянные, тендеры (кутеры)
редки. В общем, кеч с центральным кок‑
питом — это, в каком‑то смысле, стандарт
BWC калибра 40–50 футов. Альтернативный
вариант — лодки Gilbert Marine, но воору‑
жение у Gibsea — шлюп, что противоречит
моим условиям. Есть, правда, два «но».
Первое: Гильберт рисовал совершенно бес‑
подобные компоновки, и огромное количе‑
ство его решений было для меня «я бы сам
именно так сделал». Второе «но» — велико‑
лепное качество Gibsea. Например, несмо‑
тря на минимум 13‑летний возраст Gibsea
последней серии (2002–2004 гг.) моделей
41, 53 и особенно 43, до сих пор массово
эксплуатируются чартерными компаниями.
Плюс — великолепные ходовые. Иными сло‑
вами, в случае с Gibsea я был готов мириться
со шлюпом. Но кто же знал! В процессе по‑
исков выяснилось, что у Гильберта в первом
поколении была мелкосерийная модифи‑
кация: на корпус «средиземноморского»
42‑х футового круизера с задним кокпитом
на верфи сразу ставили вооружение кеч.
Причем, грот-мачту не уменьшали, а просто
укорачивали гик и ставили бизань.
КИЛЬ
Шверты и компромиссы с балластными
килями мы сразу забудем — не те калибры.
Скуловые кили очень удобны при отливе