Previous Page  39 / 44 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 39 / 44 Next Page
Page Background

37

Люди Ветра 1 (22) • 2017

придется немного помучаться с перевода‑

ми, google-translate поможет. Но зато: цены

там загляденье — до минус 30% от «аполло‑

дака». Для общего понимания дам ориентир:

нормальные цены на старые лодки (лет от 20

и старше) находятся в окрестности 1000 у.е

за фут длины; причем, в «старом свете» у.е.

это евро; на том берегу — доллар; а на со‑

всем том (западном) берегу — еще минус

10–20%: т.е. фут будет не 1000, а 900–800

долларов. Это рынок. Все, что выше —на‑

глость брокера или неадекватность хозяи‑

на, все, что ниже — нечисто. Дайте разбег

в ± 25% к этой оценке и считайте что это ваш

бюджет на покупку. С моей точки зрения,

никакие фирмачи — ни Мoody, ни Hallberg

Rassy, ни кто иной — не заслуживают пере‑

платы выше рынка: после того, как у «Ойсте‑

ра» вывалился киль, все равны. Право чита‑

теля учитывать этот опыт и мнение или нет,

впрочем, как право помнить тот факт,

что деньги в руках у покупателя, а значит

он, покупатель, всегда прав. Иногда стоит

об этом нюансе напомнить продавцу в яв‑

ном виде — мне помогало.

КОНКРЕТИКА

Начинаем движение. Звоните, пиши‑

те, спрашивайте. Не экономьте на разго‑

ворах — экономьте на билетах. Если ответ

вас не удовлетворил, если вы чувствуете —

«не то», то не надо туда ехать: это не ваша

лодка. Ваша лодка вас ждет — стоит, пере‑

минаясь, у пирса и смотрит, когда вы за ней,

наконец, явитесь. Что‑то интересное?

Не спешите: осмотритесь, ищите рядом:

если нашли в Сплите — смотрите Трогир,

Задар; если нашли в Афинах, смотрите Лав‑

рио, Лефкас, все что достижимо на маши‑

не за полдня, точнее за полночи. Не стоит

лететь ради одного просмотра. Вот пра‑

вило, которое сэкономить время и деньги:

на один день планируйте не более двух ос‑

мотров. Максимум три, если рядом, в од‑

ной марине. Считайте, что за выходные вы

первично, но внимательно, осмотрите три-

четыре лодки, не более. Нашли две-три? От‑

лично! Связываетесь с брокером или с хо‑

зяином напрямую, вываливаете ему свои

обязательные требования, просите найти

еще, что есть рядом, а сами за билетами.

На мой взгляд, разумнее начинать

со Средиземного моря. Во-первых, ближе;

во‑вторых, лодок там на единицу площади

больше. Не стоит упускать из виду Балтику,

особенно Финляндию и Скандинавию. Хотя

там лодки в основном до 40 футов. Если

вы решили потратить отпуск, — езжайте

на машине, особенно если речь о Хорватии,

Греции или Финляндии. Во вторую очередь

стоит смотреть на США, но… путешествия

туда надо готовить более тщательно: по‑

леты занимают куда большее время, а это

означает, что на выходные ради одной-двух

лодок уже не слетать. Третий регион — Ка‑

рибский бассейн. Дальше — весь остальной

мир, но учтите, что лететь ради одной лодки

во Французскую Полинезию неоправданно

с финансовой точки зрения. Когда я пере‑

шел на стадию просмотра, у меня был рас‑

писан ближайший месяц-полтора, а то и два.

Раз в три-четыре недели садился в самолет

и летел в Европу, в отпуск на Новый год впе‑

ремешку с горными лыжами просмотрел

Хорватию от Пулы до Сплита.

КОММЕРЧЕСКИЕ ПОСРЕДНИКИ

Начнем с брокеров: без них — никуда.

Интерес брокера в одном: получить аванс.

Дальше он, как правило, работу прекращает.

То есть, он поможет составить бумаги, полу‑

чит аванс и перейдет к другим делам. Дру‑

гое дело, что без брокера вы свою лодку мо‑

жете не найти. Брокеры собирают основную

информацию по региону, заключают с вла‑

дельцами договора о выставлении на про‑

дажу, ставят ее на сайты и т.д. Есть, конечно,

владельцы, которые пытаются продавать на‑

прямую, но брокеры обычно и к ним успева‑

ют первыми. Те еще жуки. В общем, брокер

будет нужен, но старайтесь его контроли‑

ровать до запятой: пусть отвечает на все

ваши вопросы. Еще один совет: не слушай‑

те свою совесть, если она попытается вам

воспрепятствовать обойти брокера и выйти

напрямую связь с продавцом путем засо‑

вывания ему в карман или на штурманский

стол записки с номером своего телефона

(заготовьте заранее). И не беспокойтесь

о своем реноме: брокер такие ситуации

знает и от них старается страховаться ус‑

ловиями договора с продавцом. Не пере‑

живайте — это рынок. С моей точки зрения,

конечно, информация не бесплатна, но 30%

это очень много. Даже 10% много. С другой

стороны, брокеры бывают разные: есть и те,

что работают по‑настоящему и берут 4–5%.

В любом случае держите ухо в остро: абсо‑

лютно точно, брокер не будет представлять

ваши интересы. Более того, мой личный

опыт свидетельствует о том, что есть очень

специфические брокеры, с которыми надо

вести себя как можно жестче. В качестве

примера: по Греции одним из самых на‑

сыщенных сайтов по продаже яхт является

greg-yachts.com

, принадлежащий Грегори

Воссосу. Грегори считает, что все лодки,

выставленные на продажу в Греции, явля‑

ются его эксклюзивным правом, не смотря

на флаг и желание или нежелание хозяина

иметь дело с Грегори. Иногда хозяева даже

не знают, что их лодка продается через

greg-yachts. Сам брокер занят исключитель‑

но задачей контролировать свое присут‑

ствие вплоть до получения аванса. Получив

аванс, он переходит в режим «делать ничего

вообще». При этом Грегори чрезвычайно

активен по части срыва сделок, в которых,

как он считает, имеет долю: а это (смотри

выше) все сделки в Греции. Именно поэтому,

брокерские конторы и многие частные про‑

давцы отказываются иметь с вами дело, если

всплывет имя Воссоса. Меня, правда, пред‑

упреждали о специфических особенностях

Воссоса, но до контакта с ним я и подумать

не мог, что он настолько неординарен.

Сюрвейер. Как я и говорил, если вы

не чувствуете в себе достаточно сил и опы‑

та самостоятельно проверить лодку, вам

потребуется сюрвейер — профессиональ‑

ный инспектор-оценщик. Сюрвейер должен

быть независимым и со всеми сертификата‑

ми. Обычно его прописывают в меморан‑

думе для независимой оценки состояния

судна. Его работа стоит недешево, но если

опыта недостаточно — брать обязательно.

Это ваша страховка. Брокер и сюрвейер

одно и то же лицо? Нехорошо: может под‑

сунуть неликвид.

И еще одна персона. Скорее всего потре‑

буется агент: оформить все необходимые

документы. Особенно в случае типа «вос‑

сос» Конечно, на этом можно сэкономить,

но потеряете времени немало. Ну, и потом,

агент вам поможет во всех сложных ситу‑

ациях, включая и те, что могут возникнуть

после покупки. Вплоть до помощи в поис‑

ке стоянки, ремонта и т.д. В общем, агент

обычно за свои деньги работает.

ОСМОТР

Первичный осмотр сродни приемке

лодки: надо осмотреть все, что можно ос‑

мотреть. Корпус, двигатель, трюм, набор,

болты и гайки крепления киля, состояние

дерева, люки, гальюны, помпы, камбуз, ру‑

левое, рангоут, такелаж, паруса, якорное,…

короче все. И детально — считайте (а оно

так и есть), что от вашего осмотра зависит

ваша жизнь. Особое и отдельное внима‑

ние — анодам электрохимической защиты

и рангоуту.

Времени на каждый осмотр планируй‑

те три-четыре часа, не меньше — это, если

без остановки. Вы должны залезть вез‑

де, куда вам надо и везде, где вы увидели,

что можно залезть. Эндокамера теперь дает

возможности, о которых раньше и не мечта‑

ли. Если вы с сюрвейером, то ходите за ним

по пятам и задавайте вопросы. Потом, ве‑

чером, прокручивайте фото, смотрите свои

записи и принимайте первичное решение:

стоит ли смотреть еще раз уже детально,

нужны ли ходовые испытания, надо ли вы‑

нимать, если лодка на воде, или, наобо‑

рот, надо ли опускать в воду, если лодка

НАБОР ОБОРУДОВАНИЯ

ДЛЯ ОСМОТРА ЛОДКИ

отвертки,

лучше всего ручка с битами

на все случаи жизни

разводной ключ

штангенциркуль

рулетка

пассатижи

шило —

им тыкать незаметно туда,

где стоит понять состояние дерева/

пластика; лучше всего если оно будет

входить в набор бит;

эндоскопическую водонепроницае-

мую камеру с подсветкой,

обычно

USB, сейчас это можно купить

на любом радиорынке за 2000 рублей;

чтобы посмотреть там, куда раньше

не долезали, включая и состояние

цилиндров двигателя, если есть

нужда; планшет или компьютер к

ней — для визуализации;

фотоаппарат

(снимать без остановки),

с нормальной оптикой с зумом

и вспышкой

минимальный

тестер.