37
Люди Ветра 1 (22) • 2017
придется немного помучаться с перевода‑
ми, google-translate поможет. Но зато: цены
там загляденье — до минус 30% от «аполло‑
дака». Для общего понимания дам ориентир:
нормальные цены на старые лодки (лет от 20
и старше) находятся в окрестности 1000 у.е
за фут длины; причем, в «старом свете» у.е.
это евро; на том берегу — доллар; а на со‑
всем том (западном) берегу — еще минус
10–20%: т.е. фут будет не 1000, а 900–800
долларов. Это рынок. Все, что выше —на‑
глость брокера или неадекватность хозяи‑
на, все, что ниже — нечисто. Дайте разбег
в ± 25% к этой оценке и считайте что это ваш
бюджет на покупку. С моей точки зрения,
никакие фирмачи — ни Мoody, ни Hallberg
Rassy, ни кто иной — не заслуживают пере‑
платы выше рынка: после того, как у «Ойсте‑
ра» вывалился киль, все равны. Право чита‑
теля учитывать этот опыт и мнение или нет,
впрочем, как право помнить тот факт,
что деньги в руках у покупателя, а значит
он, покупатель, всегда прав. Иногда стоит
об этом нюансе напомнить продавцу в яв‑
ном виде — мне помогало.
КОНКРЕТИКА
Начинаем движение. Звоните, пиши‑
те, спрашивайте. Не экономьте на разго‑
ворах — экономьте на билетах. Если ответ
вас не удовлетворил, если вы чувствуете —
«не то», то не надо туда ехать: это не ваша
лодка. Ваша лодка вас ждет — стоит, пере‑
минаясь, у пирса и смотрит, когда вы за ней,
наконец, явитесь. Что‑то интересное?
Не спешите: осмотритесь, ищите рядом:
если нашли в Сплите — смотрите Трогир,
Задар; если нашли в Афинах, смотрите Лав‑
рио, Лефкас, все что достижимо на маши‑
не за полдня, точнее за полночи. Не стоит
лететь ради одного просмотра. Вот пра‑
вило, которое сэкономить время и деньги:
на один день планируйте не более двух ос‑
мотров. Максимум три, если рядом, в од‑
ной марине. Считайте, что за выходные вы
первично, но внимательно, осмотрите три-
четыре лодки, не более. Нашли две-три? От‑
лично! Связываетесь с брокером или с хо‑
зяином напрямую, вываливаете ему свои
обязательные требования, просите найти
еще, что есть рядом, а сами за билетами.
На мой взгляд, разумнее начинать
со Средиземного моря. Во-первых, ближе;
во‑вторых, лодок там на единицу площади
больше. Не стоит упускать из виду Балтику,
особенно Финляндию и Скандинавию. Хотя
там лодки в основном до 40 футов. Если
вы решили потратить отпуск, — езжайте
на машине, особенно если речь о Хорватии,
Греции или Финляндии. Во вторую очередь
стоит смотреть на США, но… путешествия
туда надо готовить более тщательно: по‑
леты занимают куда большее время, а это
означает, что на выходные ради одной-двух
лодок уже не слетать. Третий регион — Ка‑
рибский бассейн. Дальше — весь остальной
мир, но учтите, что лететь ради одной лодки
во Французскую Полинезию неоправданно
с финансовой точки зрения. Когда я пере‑
шел на стадию просмотра, у меня был рас‑
писан ближайший месяц-полтора, а то и два.
Раз в три-четыре недели садился в самолет
и летел в Европу, в отпуск на Новый год впе‑
ремешку с горными лыжами просмотрел
Хорватию от Пулы до Сплита.
КОММЕРЧЕСКИЕ ПОСРЕДНИКИ
Начнем с брокеров: без них — никуда.
Интерес брокера в одном: получить аванс.
Дальше он, как правило, работу прекращает.
То есть, он поможет составить бумаги, полу‑
чит аванс и перейдет к другим делам. Дру‑
гое дело, что без брокера вы свою лодку мо‑
жете не найти. Брокеры собирают основную
информацию по региону, заключают с вла‑
дельцами договора о выставлении на про‑
дажу, ставят ее на сайты и т.д. Есть, конечно,
владельцы, которые пытаются продавать на‑
прямую, но брокеры обычно и к ним успева‑
ют первыми. Те еще жуки. В общем, брокер
будет нужен, но старайтесь его контроли‑
ровать до запятой: пусть отвечает на все
ваши вопросы. Еще один совет: не слушай‑
те свою совесть, если она попытается вам
воспрепятствовать обойти брокера и выйти
напрямую связь с продавцом путем засо‑
вывания ему в карман или на штурманский
стол записки с номером своего телефона
(заготовьте заранее). И не беспокойтесь
о своем реноме: брокер такие ситуации
знает и от них старается страховаться ус‑
ловиями договора с продавцом. Не пере‑
живайте — это рынок. С моей точки зрения,
конечно, информация не бесплатна, но 30%
это очень много. Даже 10% много. С другой
стороны, брокеры бывают разные: есть и те,
что работают по‑настоящему и берут 4–5%.
В любом случае держите ухо в остро: абсо‑
лютно точно, брокер не будет представлять
ваши интересы. Более того, мой личный
опыт свидетельствует о том, что есть очень
специфические брокеры, с которыми надо
вести себя как можно жестче. В качестве
примера: по Греции одним из самых на‑
сыщенных сайтов по продаже яхт является
greg-yachts.com, принадлежащий Грегори
Воссосу. Грегори считает, что все лодки,
выставленные на продажу в Греции, явля‑
ются его эксклюзивным правом, не смотря
на флаг и желание или нежелание хозяина
иметь дело с Грегори. Иногда хозяева даже
не знают, что их лодка продается через
greg-yachts. Сам брокер занят исключитель‑
но задачей контролировать свое присут‑
ствие вплоть до получения аванса. Получив
аванс, он переходит в режим «делать ничего
вообще». При этом Грегори чрезвычайно
активен по части срыва сделок, в которых,
как он считает, имеет долю: а это (смотри
выше) все сделки в Греции. Именно поэтому,
брокерские конторы и многие частные про‑
давцы отказываются иметь с вами дело, если
всплывет имя Воссоса. Меня, правда, пред‑
упреждали о специфических особенностях
Воссоса, но до контакта с ним я и подумать
не мог, что он настолько неординарен.
Сюрвейер. Как я и говорил, если вы
не чувствуете в себе достаточно сил и опы‑
та самостоятельно проверить лодку, вам
потребуется сюрвейер — профессиональ‑
ный инспектор-оценщик. Сюрвейер должен
быть независимым и со всеми сертификата‑
ми. Обычно его прописывают в меморан‑
думе для независимой оценки состояния
судна. Его работа стоит недешево, но если
опыта недостаточно — брать обязательно.
Это ваша страховка. Брокер и сюрвейер
одно и то же лицо? Нехорошо: может под‑
сунуть неликвид.
И еще одна персона. Скорее всего потре‑
буется агент: оформить все необходимые
документы. Особенно в случае типа «вос‑
сос» Конечно, на этом можно сэкономить,
но потеряете времени немало. Ну, и потом,
агент вам поможет во всех сложных ситу‑
ациях, включая и те, что могут возникнуть
после покупки. Вплоть до помощи в поис‑
ке стоянки, ремонта и т.д. В общем, агент
обычно за свои деньги работает.
ОСМОТР
Первичный осмотр сродни приемке
лодки: надо осмотреть все, что можно ос‑
мотреть. Корпус, двигатель, трюм, набор,
болты и гайки крепления киля, состояние
дерева, люки, гальюны, помпы, камбуз, ру‑
левое, рангоут, такелаж, паруса, якорное,…
короче все. И детально — считайте (а оно
так и есть), что от вашего осмотра зависит
ваша жизнь. Особое и отдельное внима‑
ние — анодам электрохимической защиты
и рангоуту.
Времени на каждый осмотр планируй‑
те три-четыре часа, не меньше — это, если
без остановки. Вы должны залезть вез‑
де, куда вам надо и везде, где вы увидели,
что можно залезть. Эндокамера теперь дает
возможности, о которых раньше и не мечта‑
ли. Если вы с сюрвейером, то ходите за ним
по пятам и задавайте вопросы. Потом, ве‑
чером, прокручивайте фото, смотрите свои
записи и принимайте первичное решение:
стоит ли смотреть еще раз уже детально,
нужны ли ходовые испытания, надо ли вы‑
нимать, если лодка на воде, или, наобо‑
рот, надо ли опускать в воду, если лодка
НАБОР ОБОРУДОВАНИЯ
ДЛЯ ОСМОТРА ЛОДКИ
•
отвертки,
лучше всего ручка с битами
на все случаи жизни
•
разводной ключ
•
штангенциркуль
•
рулетка
•
пассатижи
•
шило —
им тыкать незаметно туда,
где стоит понять состояние дерева/
пластика; лучше всего если оно будет
входить в набор бит;
•
эндоскопическую водонепроницае-
мую камеру с подсветкой,
обычно
USB, сейчас это можно купить
на любом радиорынке за 2000 рублей;
чтобы посмотреть там, куда раньше
не долезали, включая и состояние
цилиндров двигателя, если есть
нужда; планшет или компьютер к
ней — для визуализации;
•
фотоаппарат
(снимать без остановки),
с нормальной оптикой с зумом
и вспышкой
•
минимальный
тестер.