Previous Page  8 / 44 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 8 / 44 Next Page
Page Background

6

Люди Ветра 1 (22) • 2017

Ч

то же скрывается за мудреным тер‑

мином,

катабатические ветры

?

Эта группа локальных ветров, ко‑

торые имеют самые разнообраз‑

ные названия, и часто в них отражены

механизмы и причины их образования:

склоновые, гравитационные, стоковые,

ледниковые и т.д. Самое удивительное,

что к ним также относятся такие каза‑

лось бы, сложные для понимания ветры,

как Бора и Мистраль.

Физика катабатических ветров доволь‑

но проста: на наклонной подстилающей

поверхности холодный воздух, имея боль‑

шую плотность, чем окружающий его воз‑

дух, под действием своей силы тяжести

будет двигаться вниз по склону. По сути

дела, сползание холодного воздуха вниз

по склону ничем особым не отличается

от скольжения санок по снежной горке —

в основе и того, и другого та же механика.

Динамика локальных воздушных пото‑

ков, образующихся в темное время суток

на побережье и прилегающей акватории,

очень часто определяется в основном

не бризовой циркуляцией, а подчиняет‑

ся механике катабатических ветров. Ведь

чаще всего побережье характеризуется

некоторым уклоном, поэтому масса хо‑

лодного воздуха, образовавшаяся за счет

радиационного выхолаживания поверх‑

ности суши побережья, начнет за счет

собственной силы тяжести сползать

вдоль прибрежного склона к береговой

линии.

На удаленных от берега участках суши

холодный воздух будет двигаться вниз

по склонам долин небольших рек и ру‑

чьев. Потом эти воздушные потоки, по‑

добно водным потокам, сливаются в ос‑

новную долину. Скорость образующегося

воздушного потока постоянно меняется:

он то задерживается на участках с малым

уклоном и широкой долиной, то ускоря‑

ется на крутых склонах и в сужениях до‑

лины. Покрытые густой растительностью

и залесенные склоны оказывают на него

тормозящее воздействие. Вливающиеся

в основной поток струи воздуха из боко‑

вых русел и притоков могут на какое-то

время завернуть его и снизить скорость,

а потом, объединяясь вместе, привести

к резкому усилению образуемого ветра.

Выше катабатического потока рас‑

положен более теплый воздух, и по этой

разделяющей поверхности (по инверси‑

онному слою), как по поверхности водно‑

го потока, распространяются волновые

колебания. Они тоже приводят к измене‑

нию скорости ветра в потоке: под гребня‑

ми таких волн происходит ослабление ве‑

тра, под их подошвами ветер усиливается.

В основном катабатический ветер

именно с такими характеристиками вы‑

рывается из долин побережья на при‑

брежную акваторию. И он часто ста‑

новится причиной бессонных ночей

в небольших бухтах и заливах, казавшихся

до этого отличным местом для вечернего

отдыха и ночной стоянки. Залив закрыт

от ветра почти со всех сторон, небольшая

скалистая гряда на выходе из залива за‑

щищает от волн открытого моря, небо яс‑

ное, ни одного облачка! Можно спокойно

поставить лодку на якорь, полюбоваться

прекрасным закатом и после хорошего

ужина расслабиться и лечь спать.

Но, когда солнце уже зашло за гори‑

зонт, на склонах долины, переходящей

в залив, уже начинают идти процессы, ко‑

торые могут вскоре обернуться реальной

бедой. Холодный воздух сначала накапли‑

вается в лощинах и на пологих участках

склонов, потом он, сливаясь из неболь‑

ших русел в главную долину, начинает

свое движение вниз и, постепенно уско‑

ряясь, несется к берегу. Он вырывается

из долины, скорость его 20–25 узлов. Он

холодный и плотный, его динамическое

воздействие значительно сильнее. Лодку

начинает тащить на якоре в сторону от‑

рытого моря, и все бы ничего, если бы

лодка не стояла, спрятавшись за камени‑

стой грядой.

В иностранной парусной литерату‑

ре этому метеорологическому явлению

даже дали специальное название night

wind, или ночной ветер. Иногда можно ус‑

лышать, что его называют ночным или ве‑

черним бризом, но это неправильно!

«Ночной ветер» по своей природе чисто

катабатический ветер, чье образование

связано с выхолаживанием приповерх‑

ностного воздуха в ясные, малооблачные

ночи и его последующим стремительным

скатыванием вниз по береговым склонам.

И не обманывайтесь, думая, что у бе‑

рега с небольшим уклоном вы не стол‑

кнетесь с сильным «ночным ветром».

Метеорологические наблюдения и моде‑

лирование катабатических потоков дают

поразительные результаты: их скорость

и охватываемая толща воздуха не снижа‑

ются с уменьшением угла склона, а ра‑

стут! Это в первую очередь связано с тем,

что при меньшем уклоне и большей про‑

тяженности склона движущийся вниз

воздух продолжает остывать за счет ох‑

лаждения от подстилающей поверхности,

плотность его продолжает расти, и, соот‑

ветственно, увеличивается скорость.

Важным фактором для динамики ката‑

батических ветров также является харак‑

теристика устойчивости атмосферной

стратификации. Если окружающий воздух

характеризуется устойчивой стратифика‑

цией, то опускающийся в катабатическом

потоке воздух, испытывая адиабатическое

нагревание, может сравняться по темпе‑

ратуре с окружающим воздухом или даже

стать теплее его. В таком случае скорость

его движения снизится, или он вообще

остановится на некоторой высоте.

Если же стратификация неустойчивая,

то есть у поверхности располагается воз‑

дух с относительно высокой температурой,

то катабатический поток, даже нагреваясь,

будет оставаться холоднее окружающе‑

ТЕКСТ: ЛЕОНИД ДУБЕЙКОВСКИЙ

Отрывок из главы «Ветры склонов, гор и долин»

недавно вышедшей книги Леонида Дубейковского

«Чувство ветра»

Катабатический

ВЕТЕР

Гонки Чемпионатов России в Сочи часто проводятся ранним утром

в зоне катабатического ветра, дующего из долины реки Мацесты