Drop Down Menu

Comodo SSL secured website
Drop Down Menu
Круизы на яхтах. Обучение яхтингу. Отдых под парусом на яхте. Оставьте номер - перезвоним! GOSAILING
утка
НАСЕЛЕНИЕ, РЕЛИГИЯ
ПРАЗДНИКИ

    

Население

    В Турции проживает около 80 млн. человек. Это преимущественно этнические турки, около 10 млн. курдов (большей частью в восточных регионах), 1 млн. арабов (вдоль границ с Сирией), несколько десятков тысяч греков, армян и испанских евреев. В провинции Мардин проживает около 20 тысяч сирийско-православных христиан, говорящих на арамейском языке — родном языке Иисуса Христа.
    Самыми крупными городами являются Стамбул (около 14 млн. человек), Анкара (около 3 млн. человек) и Измир (около 2 млн. человек).
    Турция — 17 страна в мире по численности населения. Это очень "молодая" нация: почти половина жителей — люди до 35 лет; средний возраст населения — 27 лет.
    Городское население составляет 60%. Наиболее высокая плотность населения в Стамбуле (1023 чел. на кв. км) при средней плотности по стране -82 чел. на кв. км.
    Уровень рождаемости (на 1000 человек) — 29 человек. Ежегодный прирост населения составляет 2,3%.
    Население проживает в Турции неравномерно. Наиболее густо заселены побережья Мраморного, Эгейского и Черного морей, т. е. 25% территории страны служит местом жительства для половины ее граждан, 23% населения проживает в трех крупнейших городах.
    В настоящее время довольно много бывших турецких граждан живет за пределами страны. Это те, кто работают за границей, и те, кто остались за пределами Турции после провозглашения Республики. В настоящее время этнические турки проживают в Греции, Германии (около двух миллионов человек), Сирии, Ираке, Болгарии, на Кипре и в других странах.
    

Религия

    Большинство населения Турции (98%) исповедуют ислам, возникший на территории Аравийского полуострова в VII в. и перенятый турками у арабов в IX в. Аллах передал Коран (священная книга мусульман, в 114 сурах которой изложены основные принципы ислама) через одного из своих архангелов пророку Мухаммеду, который стал первым проповедником нового учения. Турки использовали религию в целях сплочения нации перед лицом "неверных" - покоряемых народов, а также крестоносцев, пытавшихся противодействовать проникновению турков на запад. Ислам играл огромную роль в Османской империи, по исламским законам (законам шариата) жило все общество. Основатель Турецкой республики Ататюрк, проводя реформы по превращению страны в современное светское государство, отделил от нее религию. Нормы шариата были заменены светскими законами.
    Религия до сих пор играет важную роль в жизни турков, но общество в целом настроено более либерально, чем в других мусульманских странах. В курортных городах многие местные жители не соблюдают канонов ислама. Турция — единственная светская страна из 53 мусульманских стран в мире.
    

Посещение мечетей

Мечети являются сакральным местом, где правоверный мусульманин может вознести молитвы к Аллаху. Посещение мечетей каждый день для мусульман не является строго обязательным, важно совершать намаз в мечетях по пятницам — этот день считается священным. Совершая намаз (обряд молитвы), верующий предварительно омывает лицо, руки и ступни, встает на колени на специальный молитвенный коврик и, читая молитвы, делает поклоны в сторону Мекки. Место совершения обряда обязательно должно быть чистым. В мечетях полы всегда покрыты коврами; в мечеть нельзя входить в обуви. Обряд намаза совершается пять раз в день. В эти часы с минаретов доносятся протяжные призывы (эзаны), напоминающие верующим о выполнении намаза. Немусульмане не имеют право войти в мечеть.
В курортных городах некоторые мечети делают исключение и в них могут зайти туристы. При этом желающие посетить мечеть должны быть прилично одеты, шорты и короткие юбки недопустимы, женщины должны быть с покрытой головой.

    

Праздники

Празднества, проводимые в Турецкой республике, бывают гражданскими и религиозными. Первые ознаменовывают наиболее заметные вехи кемалистской революции, вторые - основные ступени эволюции ислама. Первые являются внутритурецкими, вторыми - интернациональными. Первые привязаны к летосчислению от Рождества Христова, вторые - к плавающему летоисчислению по Хиджре. Эта двойственность отражает противоречия турецкого общества.
Преобразования 20-ых гг. 20 века сделали Турцию «torn country», то есть страной в культурном смысле тюркской, а в социальном и административном - европейской.
Следствием модернизации начала прошлого столетия явился переход к григорианскому стилю, к которому и приурочены все республиканские фиесты.
Последние, однако, не имеют прочных корней в турецкой истории, а значит, и устойчивых обычаев, сопутствующих их празднованию.
Единственным всенародным светским праздником является День молодежи и спорта (19 мая). Ведь турецкая нация почти на 66% состоит из лиц, моложе 35 лет.
Столь высокий процент молодых людей объясняет наметившуюся не так давно тенденцию возврата к нормам ислама (особенностью мусульманской цивилизации является то, что там за поддержание традиций ратуют прежде всего студенты).
Вообще, говоря о Турции, нельзя упускать из виду, что, несмотря на отделение Церкви от государства в 1928 г., здесь, в отличии о России, не найдешь атеистов. Невзирая на то, что в Турецкой республике только два исламских торжества Seker Bayram и Kurban Bayram являются официальными выходными, конфессиональные фестивали пользуются огромной любовью как в сельской местности, так и в урбанистической среде.
Например, хотя в месяц Рамадан никто не уклоняется от своей деятельности, верующие покидают место своей службы намного раньше общепринятого конца рабочего дня, чтобы быть дома в час ифтара. Также, если Вы едете в Турцию в Рамазан, будьте готовы к тому, что одни рестораны, чайные и кофейни в течение светового дня окажутся закрытыми, а в других - не будет продаваться алкоголь.
Лунный календарь, в соответствии с которым устанавливаются даты Рамадана, Праздника Жертвоприношения и пр., насчитывает 12 месяцев и ведет свое происхождение от 16 июля 622 года нашей эры, дня изгнания Пророка Магомета и его сподвижников из родного города Мекки в Медину (Ясриб). Исход по-арабски «Хиджра», отсюда и название летосчисления. Замечательно, что четыре священных месяца Хиджры из двенадцати являются доисламскими. Необходимо учитывать также и то, что отсчет суток по Хиджре начинается от появления первой звезды. Однако в сегодняшней Турции магометанские Байрамы включены в григорианский цикл, а их лунные даты с указанием месяцев Хиджры важны лишь для священнослужителей.
В целом, надо признать, что в Турции нет поселка, не имеющего своих увеселений. Кроме того, помимо составляющих подавляющее большинство населения Турции суннитов-ханефитов, на ее территории проживают и приверженцы других вероисповеданий, каждое из которых имеет свои памятные дни. К примеру, годовщины юлианского календаря отмечаются не только в Стамбуле - столице константинопольского патриархата, но и в районе компактного расселения армян на озере Ван. То же касается справляемых по внутреннему летоисчислению ритуалов католических, иудейских и других сообществ. В Стамбуле нередки случаи, когда на Пасху наиболее терпимые из мусульман охотно принимают яйца-писанки в дар от своих православных соседей, а те, в свою очередь, вовсю уплетают пахлаву и рахат-лукум на Сахарный праздник, означающий окончание Рамазана.
Разумеется, внести все турецкие торжества в данную энциклопедию немыслимо, да и вряд ли нужно. Можно лишь рассказать о праздновании самых торжественных дат в жизни Турецкой республики и постараться постичь суть этого, все еще полного загадок, уголка земного шара.

Религиозные праздники Турции

Хотя Турция и является светской страной, ислам играет в турецком обществе очень большую роль. Религиозные праздники в Турции соблюдают около 70% граждан. Как и во всех мусульманских странах, самыми важными религиозными праздниками в Турции являются Шекер-байрам и Курбан-байрам.
    Шекер-байрам (Сладкий праздник)
— праздник разговения, длящийся три дня. Проводится по окончании 29-дневного поста в священный месяц Рамазан (или Рамадан). Правоверные мусульмане соблюдают пост во время священного месяца Рамазан, они не едят и не пьют с рассвета до заката.

    Курбан-байрам — праздник жертвоприношения.
Отмечается на десятый день месяца Зуль-Хиджжа мусульманского календаря, спустя 2 месяца и 10 дней после «Шекер Байрамы». Наряду с последним, является крупнейшим торжеством религиозного года. Официальные выходные по этому поводу продолжаются 4 дня, но на деле школы и некоторые другие учреждения закрываются на неделю.
Дело в том, что «Курбан Байрамы» напоминает о жертве Ибрагима (Авраама). Подчинившись воле Всевышнего, он задумал убить своего сына Исмаила. Но в последнее мгновение Господь отвел занесенную уже руку Ибрахима, сказав, что тот уже выполнил уготованное ему испытание. Вместо человека был пожертвован белый агнец и поэтому «Курбан Байрамы» принято встречать массовой резней баранов. Причем в это время Вы можете наблюдать, как спускают шкуру с животных прямо посреди улицы.
Строго говоря, жертвоприношение должно производиться в долине Мина, во время паломничества (Hac) в Мекку, частью которого и является «Курбан Байрамы». Но так как сопряженное со значительными расходами путешествие в Саудовскую Аравию доступно далеко не всем, в виде послабления разрешается совершать предписанный ритуал дома.
Если жертвующий строго следует кораническим предписаниям, треть мяса принесенного им в жертву животного должна быть приготовлена тотчас же, треть роздана нищим, а треть поделена между родственниками и соседями. Вечером, человек, совершивший жертвоприношение, обязательно устраивает дастархан (торжественный пир), на котором кормит всех нуждающихся. Во главе стола, на котором преобладают разнообразные мясные угощения, восседает улем или какой-нибудь почетный гость.
Для турок всякий Байрам - это повод воссоединиться со своими чадами и домочадцами. На праздники автобусы, поезда и самолеты берутся штурмом, а города пустеют, поскольку их жители стремятся как можно больше времени провести с родными и близкими. За долгие годы существования многонациональной Османской империи «Курбан Байрамы» настолько проник в массовое сознание, что даже христиане, которых в Турции немало, нередко торопятся домой, чтобы успеть к праздничному ужину в первый день Курбана.

    Asure Gunu (Шахсей-Вахсей)
Наступает на 10-ю ночь священного лунного месяца Хиджры Мухаррам-аль-Харам. Хотя не является официальным торжеством в Турции, широко отмечается проживающими там суннитами и шиитами-алевитами.
Для людей Сунны это день, когда Адам раскаялся в своем грехе, родился пророк Ибрагим, Иона появился из чрева кита и Ной воздвиг свою арку в пустыне. К тому же, Аллах наградил десять пророков десятью милостями. По этому случаю не возбраняется и пошалить. Например, облить водой приятелей или прохожих.
Для алеви же эта годовщина наполнена особым смыслом, так как в Ашуре внук пророка Мухаммеда Хуссейн, один из 12 святых имамов, особо почитаемых в шиизме, был разорван на куски в битве при Кербеле.
Шииты-илахи не признают Рамазана, но, в память об убийстве великомученика, они постятся 12 суток, начиная с Ашуре Гюню. Это также предполагаемая дата Страшного Суда.
В честь праздника полагается готовить специальный сорт сладкого пудинга, состоящего из злаков, изюма и орехов, который также обозначается как «Ашура».

    Мевлит Канделы
Несмотря на то, что в Турции Mevlit Kandili (Рождество Пророка) не является государственным торжеством, его празднование практически ничем не отличается от празднеств в других мусульманских странах.
Атрибутами праздника являются завораживающая иллюминация мечетей и специальная выпечка. Начинается на 12-ю ночь лунного месяца Хиджры Раби-уль-Ауаль и продолжается целый месяц.

    Ноуруз Байрамы
Newrouz (в переводе с фарси Новый день) - Новый год по зороастрийскому солнечному календарю. Его начало приходится на день весеннего равноденствия. После арабского завоевания прародины зороастризма Персии и насаждения ислама утратил магический смысл, превратившись просто в предлог лишний раз отдохнуть. Ноуруз до сих пор справляется народностями Средней Азии, Азербайджана и Закавказья как народный праздник, а в Иране и Афганистане, где, невзирая на гонения, уцелело множество последователей Заратуштры, является официальным новогодним торжеством. Однако истоки этого празднества уходят еще в языческие времена.
Вначале Науруз был древним иранским земледельческим праздником. Крестьяне испокон веков отмечали его как начало весенних полевых работ, сопровождая веселье привычными ритуалами, призванными способствовать обильному урожаю. С оформлением зороастризма (солнцепоклонства) и становлением астрономии этот ритуал был приурочен к кругу Солнца. Так прогресс прибавил к простонародной церемонии приветствия весны сакральное содержание. Но на самом деле, почти все конфессиональные празднества, не только Newrouz Bayrami, происходят от сельских праздников, так или иначе связанных с погодными явлениями.
В сущности, ислам не имел ничего против огнепоклонников. Более того, многие направления мусульманства, особенно его шиитской ветви, впитали в себя ключевые положения верований персов. Объясняется это тем же, чем и совпадение дат православных и древнеславянских торжеств в России. Люди консервативны и плохо покоряются новым идеям, и духовенству проще примириться с этим, чем насильственно внедрять привнесенную извне веру. Но как же иранский обряд попал в раздел "Праздники Турции"?
Во-первых, в Турецкой республике обитает 10 миллионов курдов, в античности населявших сказочное Мидийское царство. Естественно, большинство из них ассимилировано, более того, придерживается суннизма, который по статистике исповедуют около 75% турок. Это обусловлено усилиями правительства по религиозной унификации турецкого государства. Тем не менее, часть курдов остается верна заветам предков и принадлежит либо к почитателям Заратустры (нельзя не заметить, что огнепоклонничество зачастую толкает курдских борцов за независимость на самосожжение), либо к алиитам (aliism - вероучение шиитского толка). Для живущего в Анкаре и забывшего родной язык курда Науруз Байрамы является зачастую единственным напоминанием о своей самобытности.
Во-вторых, после попытки отменить Ноуруз Байрами в 1966 г., турецкие власти, добиваясь того, чтобы он перестал быть торжеством иноверцев, уверяют, что по существу это старая тюркская традиция. В этот день Национальная лотерея даже выпускает специальный тираж.
В соответствии с приметами, то, что человек увидит первым взглядом в первый день Newrouz Bayramy, будет сопровождать его целый год. Таким образом, во время празднования людей должны окружать вещи, обозначающие благие намерения и счастье, здоровье и долголетие, удачу во всех начинаниях и процветание. Этими предметами издавна считались вино, ростки ячменя или лепешки-питы, и монеты (в наши дни их место заняли купюры). Непременными признаками Навруз Байрамы являются священный огонь, сегодня уступивший место фейерверкам и особые "огнедышащие" драконы. В нынешней Турции также общеприняты представления фольклорных коллективов по случаю Науруз Байрами.
У шиитов Навруз Байрами наступает 9 марта.

    Ночь Зачатия Пророка Мухаммеда Ночь Зачатия (или Просветления) Пророка Мухаммеда Regaip Kandili, по-другому еще именуют Ночь начала трех лун.
Является одним из нескольких мусульманских фестивалей Kandili и по обрядности не сильно с ними рознится.
Отмечается на 4-ю ночь священного лунного месяца Хиджры Раджаб.

    Ночь Вознесения Пророка Мухаммеда
Mirac Kandili - Ночь Вознесения Пророка Мухаммеда на Седьмое Небо.
Отмечается на 27-ю ночь священного лунного месяца Хиджры Раджаб. Является, пожалуй, наиболее торжественным из Kandili.
В ритуальном плане, пост в Ночь Мирадж равен ста ночам поста.

    Ночь Отпущения грехов в Турции
Ночь Отпущения грехов (Berat Kandili) отмечается на 14-ю ночь священного лунного месяца Хиджры Ша'абан.
Согласно коранической версии, именно в эту ночь Аллах принимает решение о судьбе каждого, с учетом его просьб, высказанных в мольбах.

    Фестиваль Мевланы в Конье
Фестиваль Мевланы в Конье проходит с 10 по 17 декабря каждого года и посвящается великому философу и поэту Джелаладдину Мохаммеду Руми (1207-1273), по прозвищу Мевлана (наш повелитель).
Этот основоположник неортодоксального ислама, увидел свет на земле нынешнего Афганистана и скончался в Конье, центре сельджукского государства, но честь считаться родиной Джелаладдина Руми оспаривают Турция, Пакистан и Индия. Славу такого масштаба Руми, среди обширного литературного наследия которого были и стихи и богословские трактаты, снискал благодаря образованию легендарного ордена Мавлави (Mawlawi), члены которого стремились достичь единения с Богом при помощи танца Сама, ровесника Вселенной. Ежегодно, в декабре, последователи Джелал-ад-Дина Руми устраивают танцевальную церемонию в память о своем учителе. Это действо собирает больше миллиона зрителей и паломников, ведь сама обстановка его проведения настраивает на возвышенный лад.
Именно отсюда началось победоносное шествие тюркских племен, кульминацией которого стало взятие Царьграда. И в наши дни Конья выступает хранителем традиций.
На протяжении всего месяца Рамазан в светской Турции любой иностранец все-таки может пообедать, не нарушая своего распорядка. Исключением является Конья, где найти ресторан или кафе в светлое время суток представляется неразрешимой задачей. В Рамадан все увеселительные заведения тут открываются только с наступлением темноты.
Наконец, в Конье вел свою проповедь Джелалаттин Мехмет Руми (так по-турецки звучит его имя). Отсюда, трансформированное им в стройную теологическую систему, ответвление суннизма, суфизм, распространилось на Иран и Сирию. Неудивительно, что именно здесь находится обитель, где похоронены сам Джелалаттин Руми, его родные и соратники (всего здесь 99 надгробий). В этом музее, строительство которого продолжалось с XIII по XIX столетия, и организуется своеобразный поминальный обряд.
Таинство древнего танца, в котором сливаются воедино музыка, движения и заклинания, длится три часа. Перед каждым его отрезком монахи приближаются к своему наставнику (шейху), дабы получить его благословение. Затем, под звуки барабанов и тростниковых флейт они предаются танцевальной медитации, постепенно впадая в экстаз.
Первый тур Самы повествует о создании Аллахом Солнца и звезд, второй - растений, третий и последний - одушевленных тварей. В завершение, участники ритуала выходят на круглую арену, подняв правую руку, чтобы принять небесную энергию, и опустив левую, чтобы зарядиться физической, и приступают к самой красочной и сложной части шоу - беспрерывному вращению против часовой стрелки, имеющему двойной характер.
Танцоры кружатся и вокруг своей оси и по периметру зала одновременно, подобно планетам около своего светила. То ускоряя, то замедляя темп, артисты как будто бы парят над сценой, а по окончании яркого перфоманса они вновь запираются в своих кельях.
По заверениям распорядителей церемониала, каждая его деталь означает абстрактные понятия и пытливому наблюдателю может открыться истина. Однако дом-музей Джелал-ат-Тина Мехмета Руми замечателен не только своей танурой, как иначе называют этот мистический танец (помимо Коньи его можно увидеть и в монастырях (текке) Стамбула), но и своей выдающейся архитектурой.
Главный вход в дом Джелал-ат-Тина Руми именуют «Ворота дервишей». Через них можно попасть в «Сад роз», который раньше принадлежал дворцу султана Алаэддина Кейкубата. Здесь все еще журчит родник для омовения, сооруженный по приказу Селима I в начале 16 века. Визитной карточкой Коньи стала зеленая башня, изящно венчающая мемориальный храм.
По оценкам экспертов, комплекс «Мевлана» является одним из наиболее безупречных зданий.

    Мухаррам Байрамы
Первый день священного лунного месяца Мухаррам-уль Харам. В течение всего Мухаррам Байрама предписывается отдавать десятину своего имущества беднякам и совершать прочие благочестивые поступки. Существуют также особые ритуальные песнопения и танцы в честь Мухаррам Байрами.
Несмотря на то, что светская Турция официально следует григорианскому календарю, почти 99% жителей страны, по недавним социологическим опросам, относят себя к мусульманам и празднование магометанских высокоторжественных дней здесьтакое же, как и в остальных исламских государствах.

Даты религиозных праздников определяются по мусульманскому лунному календарю. Во время этих праздников магазины, музеи и учреждения закрыты на три дня.

праздники Турции

    1 января - Новый год [Йылбасы]
Отмечая Новый год, турки отдают долг Ататюрку. Отец всех тюрок возвел в один из догматов Турецкой республики принцип секуляризма. Подтверждением этого стало введение с 1 января 1926 г. в Турции григорианского летосчисления. Это не означало, что турки отказываются от своего наследства. Скорее, это было вызвано тем, что во внешней политике Турция всегда ориентировалась на государства, живущие по западнохристианскому летоисчислению. И хотя в наши дни в турецком обществе все явственнее прослеживается склонность к исламизации, в Турции остаются лишь два официальных праздника, Секер Байрам и Курбан Байрам, отмечаемые по лунному календарю Хиджры.
Вообще говоря, сегодня этот праздник практически всюду на нашей планете воспринимается как далекое от религии явление. Таковым его считают и в Турции. Но все же основная часть новогодних торжеств приходится на Стамбул. Дело в том, что в этом городе значительная часть населения состоит из восточных христиан. Не будем забывать, что здесь находится резиденция Константинопольского патриарха.
В Стамбуле встречающие Yilbasi собираются в европейской части Старого города, на площади Таксым (Taksim) и в старинном квартале Пера (Pera). Повсюду даются концерты на свежем воздухе. Толчея на бульварах, ведущих в район Бейоглу (Beyoglu), сопровождается нетерпеливыми звуками клаксонов. В азиатской части Стамбула самым оживленным местом в новогоднюю ночь является район Кадыкой (Kadikoy), известный как место тайных собраний первых христиан. А если уж под Йылбаси Вы оказались в квартале СултанАхмед (SultanAhmet), советуем вам вообще не выходить.
Надо сказать, что турки - толерантный народ. Это проявляется и в том, что многие из них справляют празднества не только своей конфессии. Поэтому в Турции с одинаковым нетерпением ждут и новогоднюю ночь, и Мухаррам, и Навруз Байрам. Мои знакомые турки говорят, что никто не заставляет их творить намаз в сторону елки. Это всего лишь красивая эмблема, пусть и не одобряемая турецкими священниками.
При том, что празднование Йылбасы Байрами в Турции никем не осуждается, за пределами поликультурного Стамбула фактически не увидишь новогоднего веселья. Все-таки Турецкая республика - мусульманская страна, и Йылбасы Байрамы для нее - пусть привычный, но чуждый праздник. Исключение представляют лишь курорты Турецкой Ривьеры, где Йылбасы Байрам отмечается с определенным размахом. Турецкое государство, являющееся кандидатом на вступление в Евросоюз, делает все, чтобы туристы не ощущали себя чужаками. На побережье в главную ночь года нередко организуются салюты и выступления заезжих звезд.

    23 апреля - День независимости и "День детей"
В этот день в 1920 году в Анкаре собралось Великое национальное собрание (парламент) Турции. Одновременно с Днем независимости современная Турция празднует День детей.
«Дети-цветы жизни!» - для турков это выражение имеет особый смысл. Одной из национальных особенностей народа является самозабвенная любовь к подрастающему поколению. Турецкие семьи, как правило, многодетны, нормой считается наличие трех и более детей. Интересно, что государство не применяет особых поощрительных мер для увеличения рождаемости, но и не ограничивает ее.
В Турции есть особый праздник посвященный детям –Cocuk Bairami. Датой национального торжества является 23 апреля. День Детей отмечается в честь первого созыва Великого Национального Собрания в 1920 г. в Анкаре для подготовки национально-освободительной войны, что было первым шагом республиканского режима. По завещанию первого президента Турецкой Республики Кемаля Ататюрка, который полагал, что будущее нации закладывается в детстве, в этот день взрослые должны были на время поступиться своим авторитетом.
Главные улицы и территории школ украшены цветами, воздушными шарами и традиционными портретами Вождя, а так же турецкими флагами. Этот праздник, как правило, проводится в средних учебных заведениях. Ученики выбираются депутатами, министрами, мэрами. Некоторые из них допускаются к работе в отделе кадров. По улицам городов стройными колоннами проходят учащиеся в школьной униформе. В рамках праздника устраиваются концерты и соревнования среди школьников, а так же семинары, олимпиады и брифинги, в которых принимают участие ребята из разных стран. Для них руководство учебных заведений организует экскурсии, а так же проживание в домах турецких семей. Как правило, эти дети посещают турецкие школы у себя на Родине, где кроме основных предметов изучают язык и национальные традиции.
Родители также стремятся поздравить своих чад и одарить сладостями и игрушками. Многие отправляются после официальных мероприятий в кафе или развлекательные центры, на пляж или в горы.

    Праздник труда (День труда)
Праздник рабочих (Isc? Bayram?) был отмечен 1 мая впервые в 1911 году еще в Османской Империи. Рабочие сигаретного завода города Сэланик (который ныне находится в Греции и называется Салоники) объявили шестидневную забастовку. В 1912 году 1 мая массовые демонстрации прошли в Стамбуле.
В 1923 году Турецкая Республика приняла официальное празднование Дня Рабочих. Однако в 1925 году Кемаль Ататюрк запретил проводить массовые демонстрации рабочих, что фактически означало отмену торжества. Через 10 лет в 1935 государством было снова разрешено празднование 1 мая, но под другим, более «мирным» названием «Bahar be c?cek bayram?» - «Праздник Весны и Цветов». Этот день был объявлен нерабочим, но оплата трудящимся за него не производилась.
В 1976 году 1 мая впервые за много лет, члены профсоюзов снова собрались на главной площади Стамбула Таксим, где произошла крупная демонстрация. В 1977 году численность митингующих составила уже 500000 человек. Этот день в дальнейшем был занесен в историю как «Кровавое 1 мая», поскольку со стороны оппозиции (а может быть и тайных агентов правительства – точно не определено) была совершена провокация – неизвестные открыли на площади стрельбу, в ходе которой погибло 34 человека.
В 1979 году праздник был отменен Военным Положением, но демонстрация, не смотря на это, состоялась. На этот раз Таксим собрал 100000 человек. В 1981 году выходной был отменен, отныне рабочие митинговали незаконно.
В 1996 году правительством издало указ, запрещающий проводить сборища на площади Таксим. Тогда демонстрация продолжились на Кадыкей, в ней участвовали, по меньшей мере, 150000 человек. Милиция выстрелами разогнала митингующих – 3 человека погибло.
В 2001 году 1 мая снова состоялось собрание на площади Кадыкей, которое вновь закончилось плачевно - митингующие забили до смерти тайного агента полиции.
В 2006 году рабочие, не смотря на запрет, собрались на площади Кадыкей и прошли до улицы Рихтим. На удивление все прошло спокойно.
В 2007 году правительством не было позволено провести демонстрацию на площади Таксим. Митингующие нарушили запрет, и вновь случилось столкновение, которое привело к ранению более 100 человек и одной смерти.
В 2008 году в апреле правительство пошло на долгожданную уступку лидерам профсоюзов рабочих и разрешило празднование 1 мая, назвав его «День Солидарности и День Труда». Однако на площади Таксим собрания проводить не разрешено до сих пор.
По многолетней сложившейся традиции, члены рабочих профсоюзов на каждой демонстрации исполняют марш, написанный турецким поэтом Сарпером Озсаном.
Гораздо веселее и очень мирно проходит весенний сельский праздник Hidrellez - Встреча Весны. Его отмечают 5-6 мая.
    Встреча Весны
Во все века и у разных народов май ассоциировался с возрождением. Это само собой вытекало из ритма крестьянских будней. В этом месяце начинается сев, сопровождаемый надеждами на тучную жатву. Именно тогда закладываются семена будущего урожая, а значит и имущественного достатка семьи. Наконец, в последний месяц весны все вокруг поражает глаз буйством красок, некогда вызывавшим столько сказаний об ежегодном умирании и воскрешении Флоры.
Еще у древних римлян были фестивали «Флориалии», посвященные майскому пробуждению природы. С распространением монотеизма обычаи идолопоклонников отошли в прошлое, более того, приобрели зловещий дьявольский оттенок. Например, бесовская Вальпургиева ночь и Шабаш ведьм на Лысой горе проходят в канун 1 мая. Но святоши не смогли вытравить из сердца народа восторг обновления, и первомайские торжества во многих странах существуют и поныне. Однако до сих пор речь шла о Европе, а праздник Весны возник там же, где и сельское хозяйство, в Азии. Не имея возможности пройтись по всему региону, обратим свои взоры на Турецкую республику.
В Турции торжества приходятся на ночь с 5 на 6 мая. По преданию, этой ночью пророки Хизир и Илья (от соединения их имен и произошло турецкое название Дня Весны - Hidyrellez - это слово может писаться и произноситься с некоторыми вариациями) договорились вернуть на землю Весну. До недавнего времени Хидeреллез, будучи обычаем простонародья, проходил практически незамеченным в мегаполисах. Однако после отмены, в сентябре 1980 г., Дня труда 1 Мая турецкие власти, напирая на патриотизм, противопоставили ему Встречу Весны. И ведь правда, Хидреллез является гораздо более тюркским празднеством, чем взлелеянный на почве Запада Первомай.
Считается, что в ночь с 5 на 6 мая пророк Хызир спускается с небес и ходит по земле, творя добро, исцеляя, помогая людям и исполняя их желания. Горе тому, чьё жилище не убрано, чьи двери закрыты и в чьём сердце гнездятся злые помыслы. Хызир никогда не посетит такой дом, а, следовательно, не принесёт удачу, счастье и процветание. Поэтому народ тщательно готовится к наступлению этого праздника: наводит порядок в домах и дворах, стирает одежду, покупает новые вещи, готовит праздничные кушанья, среди которых главное место занимает жаркое из молодого барашка со свежей зеленью. В этот день принято раздавать милостыню и загадывать желания, которые может исполнить пророк. Окна, двери амбаров, мешки, кошельки в преддверии праздника оставляют широко раскрытыми в надежде, что щедрый Хизир не позволит им опустеть, а принесёт богатство.
Сами торжества организуются на природе в живописных местах неподалёку от источников, храмов или кладбищ. Широко распространена традиция проводить в этот день жертвоприношения и гадания. Так, например, молодые девушки в канун праздника складывают в сосуд с водой свои кольца, серьги, браслеты, и сосуд этот оставляют на ночь под розовым кустом. А в день праздника под обрядовые песни тянут предметы из него. Каждый куплет песни содержит предсказание, которому суждено сбыться в жизни той, чью вещь вытащили в момент пения.
Еще одно крестьянское гадание. Девушки кладут бумажки со своими самыми заветными мечтами в «сосуд желаний», или «горшок лжи». Сосуд на ночь закрывают в розарии. На следующее утро девушка, выбранная по жребию, достает его, открывает и вынимает одну записочку. Подписавшая ее холостячка в течение года непременно выйдет замуж.
Существует интересный обычай: незадолго до торжества готовят йогурт без закваски. Тот дом, в котором йогурт получится - будет обласкан вниманием пророка Хизира, а, значит, благополучие и удача водвориться в нем на целый год.
Трудно представить себе Хидреллёз и без народных гуляний: молодые парни прыгают через костры, девушки пишут записки с желаниями и бросают их в реку. Вместе с природой люди радуются приходу весны и наступлению долгожданного тепла, потому и праздник этот, несущий надежду на лучшее, является одним из самых ярких и красочных в Турции.
Последнее время Праздник Весны стали широко отмечатьне только в сельских районах, но и в городах. Так, на протяжении нескольких лет меценатом Хидрелез Ахиркапы в Стамбуле, совпадающего с Неделей беллиданса, приходящейся на первые семь дней мая, выступает Армада Отель. По всему кварталу Султан Ахмет выстраиваются деревья Наиль. Здесь до утра не смолкают шум и сутолока импровизированных базаров. Причем вход на концерты приглашаемых отелем исполнителей этнической музыки совершенно свободный. Плата за ужин за столами, накрываемыми на свежем воздухе, также является минимальной. Как правило, он состоит из люля-кебаба, мясного рулета, риса, рыбы в тесте, пахлавы, мороженого, многочисленных пирожных и столь обожаемых в Турции ореховых деликатесов.
В Турции Хыдреллез отмечается не только тюрками, но и представителями довольно многочисленной армянской общины. У армян 5 мая - это День пророка Ильи - покровителя домашнего скота.

    19 мая - День молодежи и спорта.
Из всех светских праздников он наиболее широко отмечается.
День молодежи и спорта (Genclik Bayrami) в Турции является национальным праздником. В отличие от некоторых других светских патриотических мероприятий, это торжество является всенародным и отмечается с большим размахом.
Поскольку все учреждения и предприятия закрыты на выходной, всем работающим предоставляется случай навестить своих родных в других городах, что они с большим удовольствием и делают. Так политический праздник переходит в день семьи и друзей.
Интересно, что знаменательная дата изначально никак не была связана ни с молодежью, ни со спортом. 19 мая 1919 года первый президент Турецкой Республики Мустафа Кемаль Ататюрк в черноморском порту Самсуне объявил мобилизацию против иностранной интервенции. В то время Турция вела войну с Грецией. Основу национального движения за независимость составляли молодые люди. Таким образом, будущее рождающейся республики, отдавалось в руки молодежи, которую Ататюрк предполагал сделать важнейшим элементом нового государства.
В канун Genclik Bayrami улицы и дома украшают флагами и портретами Кемаля Ататюрка. В крупных городах садовники разбивают клумбы, на которых можно увидеть символические картины из цветов. Парки Молодежи готовятся принять множество посетителей.
В Стамбуле праздничный день начинается с официальных церемоний, среди, которых обязательное возложение венков у памятника Республики, красочный парад и ряд спортивных соревнований. Вечером на площади Таксим и в центральном парке проводится концерт, на котором выступают звезды турецкой эстрады и приглашенные зарубежные исполнители. В городе Самсун множество зрителей собирает традиционнее авиационное шоу.
Многие учебные учреждения готовят свою праздничную программу, которая включает смотр самодеятельности, эстафеты, конкурсы (кулинарного и дизайнерского мастерства), а так же проводят конференции и семинары, посвященные актуальным вопросам и проблемам в молодежной среде.
Правительство Турецкой Республики последние годы позиционирует День Молодежи и Спорта, как международный праздник и приглашает для участия в торжествах студентов из других стран.

    День взятия Стамбула
29 мая 1453 года пал Константинополь. Столицу Византийской империи захватили турки. Три дня длился грабеж города. В плен было уведено свыше 60 тысяч его жителей. Последний император Византии Константин XI Палеолог погиб в бою, а церковь Святой Софии, главная в те времена святыня православной Церкви, была переделана в мечеть Aya Sofya.
По прошествии пяти с половиной столетий эта трагедия остается поводом для торжеств. Городские власти организуют салюты и даже реконструкцию событий. Ученые и общественные деятели проводят дискуссии. На улицах можно наблюдать манифестации. Причем с каждым годом воодушевление турок при праздновании этой годовщины возрастает.
Недавно писатель Надым Гюрсель (Nedim Gursel) вызвал бурю протестов в исламистской прессе своим произведением «Роман завоевателя». В нем, в частности, заявляется, что упоение кровавым побоищем является «коллективной патологией», не имеющей ничего общего с гордостью потомков Османов. Это утверждение выглядит по меньшей мере странно. Удержание Стамбула влияет как раз на чувство идентичности турецкого народа и мусульманство, как и любая монотеистическая религия ставящее во главу угла универсализм, тут абсолютно ни при чем.
Безусловно, победа Партии Справедливости и Развития на парламентских выборах 2002 г. немало поспособствовала росту активов ислама в Турции. В городах появилось гораздо больше женщин в хиджабах, чем в прежние времена. С другой стороны, здесь всегда были популярны неформальные братства. Даже восьмой президент Турецкой республики в 1989-1993 гг. Тургут Озал был настоятелем могущественной cуннитской секты Нахшибанди (Nahshibandi). Тем не менее, 29 мая так пышно встречается по далеким от конфессиональных споров мотивам.
Мустафу Кемаля Ататюрка называют не только Отцом всех тюрок, но и Освободителем. В 1919 - 1922 гг. греческие войска заняли половину Анатолии. Если грекам оказалась по зубам исконно турецкая территория, можно себе представить с какой легкостью они бы получили многонациональный Стамбул. Собственно, столица страны была перенесена из последнего в Анкару ввиду того, что в марте 1919 г. в Константинополь вошли армии Антанты. Некоторые турецкие историки утверяют, что если бы не борьба Кемаля против интервентов, турецкий народ отведал бы участи лишенных государственности курдов. Таким образом, отмечая приступ города, случившийся почти шестьсот лет назад, граждане Турции доказывают не столько себе, сколько своим северным соседям, что у них еще есть порох в пороховницах.

    30 августа - День победы.(Zafer Bayrami)
В 1922 году турки под руководством Кемаля Ататюрка разбили греческую армию в районе городка Домлупинар западнее Афьона, после чего греки поспешно отступили в Измир. Но и здесь они не удержались: 9 сентября турки заняли Измир, что предопределило их победу в борьбе за независимость и целостность Турции.
В этот день по всей стране, под аккомпанемент янычарского марша, призванного укрепить связь времен в массовом сознании, проходят военные парады и милитаризированные церемонии.

    29 октября - День Республики.(Cumhuriyeti Bayrami)
Установлен в память о провозглашении Турецкой республики (Cumhuriyet Turkiye) в 1923 году. В этот день вывешиваются национальные знамена, в школах проходят торжественные мероприятия, на улицах - демонстрации.
В мавзолее Мустафы Кемаля Ататюрка Аниткабир, на особой церемониальной площадке, проводятся гвардейские смотры. Различные партии отмечают этот день дебатами о прошлом и будущем страны.
Ближе к вечеру устраиваются фейерверки и выступления знаменитостей на площадях и бульварах.

    10 ноября - День Скорби.
10 ноября 1938 года Турция лишилась своего героя. В своей резиденции, в возрасте пятидесяти шести лет, уснул вечным сном первый президент Турецкой республики Мустафа Кемаль. С тех пор в этот день, в 9 ч. 05 мин. утра (точное время его смерти) объявляется минута молчания. На миг замирают автомобили, автобусы, поезда, теплоходы, и даже самолеты откладывают свой вылет.
Однако фактически траурные мероприятия по случаю кончины Кемаля продолжаются два дня, 9 и 10 ноября. В течение этих дней в учебных заведениях проходят торжественные церемонии, репетиции которых начинаются задолго до указанной даты, а к памятникам Мустафе Кемалю и к его могиле в Анкаре возлагаются цветы.

КАЛЕНДАРЬ ОБУЧЕНИЯ ЯХТИНГУ ПАРУСНОЙ ШКОЛЫ GOSAILING


В Контакте

Facebook

Одноклассники

Youtube

Twitter

Яндекс-Фото

© GoSailing.Ru(Эл.СМИ: ИА №ФС77-39547) - Контактная информация - Условия использования   SEO  Карта сайта  WindFinder.Com
Вся информация, представленная на сайте, является справочной, и не является публичной офертой.