Одним из серьезных шагов в вашей подготовке к учебе на яхте станет изучение курса морского радиооператора
VHF / SRC в объеме программы предлагаемой для моряков и яхтсменов.
Каждый профессиональный моряк должен знать, как использовать рацию и вести переговоры с судами в море. Как ему вызвать спасательную службу в экстренной ситуации. Как запрашивать место для швартовки в марине. На какие служебные каналы надо настраивать рацию для приема информации о прогнозе погоды, для приемы сигналов бедствия, для проведения переговоров со спасательными и береговыми службами, диспетчерами портов и марин. В процессе обучения Вы также узнаете сокращенные коды английского алфавита для словесного обозначения букв. Вас научат работать с переносной и стационарной радиостанцией в море. В ходе учебных радиосеансов с другими судами учебной флотилии Вы освоите все тонкости радиооператорского дела.
VHF сертификат обязателен при поступлении на продвинутые курсы типа: Offshore Skipper, Master of Yacht).
Подразумевает умение работать с судовой и переносными морскими VHF-радиостанциями. Беглые переговоры с проходящими судами и берегом на русском и английском языках. Сигналы бедствия, оповещения, прием прогнозов погоды.
Способы обучения на сертификат радиооператора VHF
Когда Вы будете брать яхту в чартер Вам 100% потребуется шкиперская корочка. Сертификат радиооператора спрашивают только в некоторых странах.
Часто этот документ запрашивается чартерными компаниями например в Хорватии и Тайланде. Иногда сертификат VHF стали просить предъявлять в испанских портах.
В Греции и в Турции сертификат радиооператора VHF / SRC не нужен, но знания безусловно необходимы перед предоставлением яхт напрокат.
В стоимость обучения на шкипера входит курс VHF и он фактически проводится на борту, ибо без этого немыслимо разностороннее образование шкипера. По окончании обучения Вы сдаете экзамен и по курсу VHF тоже. Это специально не оплачивается.
Бывает курсанты не заказывают VHF сертификат сразу после экзамена на борту. Но Вы всегда впоследствии сможете обратиться к нам за своим сертификатом VHF. Мы сверим по базе факт сдачи Вами экзамена по VHF и после оплаты стоимости пластиковой карточки закажем Вам сертификат VHF.
Курс VHF можно пройти тремя путями:
- очно в процессе обучения на яхте (включено в курс)
- очно (или онлайн) прослушав индивидуальную лекцию нашего инструктора и сразу сдав ему экзамен очно или онлайн. Стоимость 100 евро.
- заочно заранее изучив материалы курса (бесплатно) и сдав устный и письменный экзамен очно или онлайн (записываемый видеозвониок) Стоимость 50 евро.
пример сертификата радиооператора VHF
Оплата сертификата (100 евро) производится
только в случае успешной сдачи экзамена VHF.
Срок заказа и изготовления сертификата с пересылкой в РФ ~5-6 недель.
Ускорение выпуска сертификата до 21 рабочего дня (оформление вне очереди) = +50 евро.
Пластиковый сертификат VHF / SRC ISSA стоит
100 евро .
VHF - это единственный курс, который можно изучить не только очно, но и дистанционно, и сдать экзамен очно или дистанционно (онлайн) в видеорежиме скайпа или мессенджера (запись экзамена сохраняется).
День, время и место лекции/экзамена согласуются с инструктором индивидуально.
В при очном экзамене это письменный тест и вопросы по ответам, которые экзаменуемый неясно или неполно сформулировал.
В дистанционном варианте видеоконференции это подробное собеседование по вопросам теста.
Просим с пониманием отнестись к тому обстоятельству, что содержание вопросов теста по VHF и ответы на них до экзамена не разглашаются. Использование персональных электронных устройств (например мобильных телефонов) на экзамене по VHF не допускается.
Оплата за сертификат принимается только в случае успешной сдачи экзамена VHF. Экзамен стоит 50 евро. Количество попыток сдачи экзамена по VHF не ограничено.
Проверка сертификата на сайте ISSA:
- сертификаты ISSA VHF бессрочны;
- все выпущенные ISSA сертификаты доступны по уникальному номеру на сайте ISSA онлайн где их могут проверить сотрудники чартерных компаний и руководство портовых служб;
http://issa-schools.org/view-certificate/
На заметку: что такое GMDSS?
(русское название ГМССБ)
GMDSS (Global Maritime Distress and Safety System) – международная система, применяющая самые современные береговые, спутниковые и судовые системы мобильной радиосвязи. Она обеспечивает скорое оповещение спасательных служб в случае возникновения любой потенциально опасной ситуации. Также извещает ближние суда и обеспечивает высокоэффективный поиск средств для оказания скорой помощи на море.
Система GMDSS была разработана членами Международной Морской Организации (IMO) и представляет собой существенное усовершенствование управления и координации различных служб и способов аварийной радиосвязи. Будучи обязательной для всех кораблей, входящих в зону ответственности Международной Конвенции о безопасности жизни на море (International Convention for the Safety Of Life At Sea (SOLAS), т.е. для грузовых судов водоизмещением свыше триста тонн и ВСЕХ пассажирских судов международного плавания вне зависимости от их размера и пассажировместимости, система GMDSS обязательна к исполнению на всех радиофицированных суда независимо от их класса. Иными словами, все суда, подпадающие под регламент SOLAS должны полностью соответствовать и условиям GMDSS.
Система GMDSS изначально была придумана для спасения жизни на море и представляет собой список конкретных действий по модернизации существующих систем связи. Применяя наиболее современные спутниковые технологии и системы цифрового избирательного вызова, она обеспечивает наиболее современную и адекватную моменту систему аварийного оповещения.
Главные плюсы GMDSS:
• Увеличивается вероятность посылки сигнала бедствия аварийным судном
• Увеличивается вероятность того, что сигнал бедствия будет принят спасательными службами
• Упрощается морской поиск и спасение выживших людей
• Улучшается координация спасательных служб и кораблей, расположенных вблизи от места инцидента
Оборудование ГМССБ (GMDSS)
Традиционные морские системы СВ/КВ/УКВ(VHF) радиосвязи модернизируются за счет введения функции цифрового селективного вызова. Данная функция дает возможность судам автоматически контролировать эфир на аварийных и вызывных каналах вместо их традиционного постоянного прослушивания оператором. Приёмник, оснащённый системой ЦИВ цифрового избирательного вызова, реагирует только на свой уникальный идентификатор (MMSI# means Maritime Mobile Service Identity number), аналогичный номеру телефона, а также реагирует и на общий вызов для весь кораблей в зоне работы приемопередатчика. После установления радиосвязи между станциями на канале вызова, последующий голосовой радиообмен производится на ином частотном канале.
Спутниковая радиосвязь на море
Спутниковая Inmarsat обеспечивает глобальное покрытие, если не брать в расчет приполярные зоны (вокруг полюсов Земли). В зонах, где отсутствует возможность зависимость со спасательными службами с применением СВ либо УКВ(VHF) связи с селективным вызовом, либо спасательные службы находятся вне радиуса действия судовой радиостанции, для передачи сигнала бедствия и связи с поисково-спасательными службами разумно использовать терминалы Inmarsat A, B либо C.
406 MHz аварийные радиомаяки системы COSPAS/SARSAT
На курсе VHF обязательно даются обзорные сведения об устройстве и практическом использовании радиобуёв EPIRB и радарных транспондеров SART
Одной из составных частей системы GMDSS является международная спутниковая группировка COSPAS/SARSAT, обеспечивающая обнаружение аварийных радиомаяков типа АРБ - EPIRB (EPIRB - Emergency Position Indicating Radiobeacon ), излучающих сигналы, для геолокации места аварии и основные установочные данные о судне на аварийной частоте в диапазоне 121,5 МГц или 406 Мгц. Спутники на околополярных орбитах обнаруживают передаваемый сигнал и кодированное сообщение, передаваемое радиомаяком, затем они ретранслируют информацию на расположенные на берегу земные приемные станции, которые преобразуют данные в координаты местоположения маяка, используя принцип доплеровского сдвига. Если спутник находится вне диапазона действия земной приемной станции, он сохраняет данные, полученные на частоте 406 МГц, до момента входа в зону действия и затем передает вызов бедствия. Время задержки до передачи на земную приемную станцию зависит от местоположения и времени до следующего прохождения спутника (обычно больше на экваторе и меньше на полюсах). На экваторе это время может достигать 90 минут. Точность местоположения по сигналу на частоте 406 МГц составляет 5 км.
Наличие на корабле всплывающих (не тонущих) радиомаяков системы COSPAS/SARSAT уже сейчас является обязательным для крупных кораблей в большинстве стран и рекомендуется даже для малых яхт. Любой радиомаяк должен быть непременно зарегистрирован владельцем судна в международном регистре данных по радиомаякам COSPAS/SARSAT.
Поисково-спасательные радарные транспондёры САРТ (SART - Search And Rescue Transponder)
Радарный транспондёр представляет собой портативное устройство, работающее в диапазоне частот корабельных радаров, которое облучении радаром передаст серию импульсов, которые отразятся на экране радара в виде серии точек. Это устройство предоставляет возможность с высокой точностью определить местоположение аварии даже в самый неблагоприятных погодных обстоятельствах. В том случае, в том случае, если команда покидает тонущее судно, радарный транспондер обязательно переносится на спасательную шлюпку или спасательный плот.
Данные о безопасности на море (MSI - Maritime Safety Information)
Система GMDSS предусматривает передачу данных, включающих оповещения о тонущих судах, навигационных и штормовых предупреждениях, а также прогнозы погоды. Информация поступает по трем каналам:
• Приёмники системы Navtex, обеспечивающие автоматический приём в зоне до трёхсот морских миль от береговых станций.
• Терминалы Inmarsat-C, принимающие передачи Enhanced Group Call - SafetyNET (EGC) для зон, лежащих вне зоны покрытия системы Navtex.
• Коротковолновые узкополосные факсимильные передачи (NBDP - Narrow Band Direct Printing), являющиеся заменой EGC.
Международные морские зоны GMDSS
Несмотря на то, что, передача сигнала бедствия с судна на другое весь еще является одной из главных задач GMDSS , его главной задачей является передача сигнала бедствия береговым спасательным службам.
Все корабли, оснащённые GMDSS должны, для полной гарантии своей безопасности, быть готовы передать сигнал бедствия как минимум 2 альтернативными способами. Таким образом, необходимый комплект оборудования на борту судна в первую очередь зависит и определяется зоной его плавания и достижимостью береговых приёмных станций.
Существует 4 "морских зоны", определённых в международной системе GMDSS
• Морская зона A1 – в зоне зависимость береговых станций, оснащённых УКВ(VHF) станциями с селективным вызовом. (40 морских миль)
• Морская зона A2 – в зоне береговых станций оснащённых СВ радио с селективным вызовом (150 морских миль за исключением зоны A1)
• Морская зона A3 – в зоне покрытия геостационарной спутниковой группировки системы Inmarsat (предположительно 70 градусов Сш – 70 градусов ЮШ, за исключением зоны A1 и A2)
• Морская зона A4 – включает весь оставшееся пространство не охваченное зонами A1 - A3 (приполярные области планеты).