Материалы обновляются...
Окрестности залива Хисарону изобилуют древними руинами, остатками античных поселений и крепостей. Недаром слово Хисарону[Hisaronu] в переводе с турецкого означает «крепостной»(hisar-крепость, замок).
Одно из таких поселений - город Бибассос, который расположен на холме между морем и дорогой. Рядом были расположены средневековые строения оборонительного назначения, которые были соединены с Бибассосом. К сожалению, от этих памятников время пощадило немногое. Вы можете найти то, что осталось от этого города, если пойдете по лесной дороге. Местные жители называют его сейчас Эрен по названию горы доминирующей над местностью. Это примерно в трех километрах от деревни Хисарону. Там вы обнаружите руины как греческого, так и римского периодов.
Есть еще одно интересное место между деревнями Хисарону и Орхание - это древний город Кастабос[Kastabos] и храм богини Гемитеи[Hemithea] (не путать с Гемитеей с о. Тенедос), расположенный на склоне горы Эрен, на высоте 760 метров в урочище Пазарлык[Pazarlik]. Добраться туда проще из деревни Орхание[Orhaniye] по дороге, довольно круто уходящей вверх. Часть пути можно преодолеть на машине, договорившись с местным водителем. Прогулка пешком займет примерно один час.
Город был основан за 400 лет до нашей эры и его храм быстро прославился как место, где жрецы излечивали верующих паломников во сне. Храм был построен в красивом ионическом ордере с вкраплением типичных для тех мест дорических элементов декора и имел довольно крупные размеры: 11 колонн по длинной стороне и 6 колонн по ширине. История сохранила священные тексты, которые описывают процесс врачевания: как больных укладывали спать в храме Гемитеи, и как наутро они просыпались полностью исцелёнными. Магическая сила Гемитеи излечивала даже случаи комы, но особенно ей поклонялись женщины - переночевавшим в храме были гарантированы легкие и безболезненные роды. Характерная деталь культа Гемитеи: в её храм не могли войти люди, когда-либо касавшиеся свиней или съевшие свинину, и роль хмельного вина в богослужении исполнял особый безалкогольный напиток сделанный из мёда. Смысл подобных ограничений становится ясен, если вспомнить что богине пришлось перенести в детстве.
Легенда, которую донес до нас древнегреческий историк Диодор Сицилийский, гласит, что у царя острова Родос Стафилия[Staphylus] было три дочери: Молпадия[Molpadia], Парфена[Parthenos] и Ройя [Rhoio]. Бог Аполлон возлюбил Ройю, и, вскоре, она понесла от него. Царь разгневался, считая, что это произошло от обычного человека, и повелел заточить дочь в сундук, бросив его в море. Но волны выбросили сундук с девушкой на побережье острова Тилос, где она родила чудесного младенца по имени Аниос[Anios]. Двум оставшимся сестрам, царь как-то дал поручение тщательно оберегать священное вино. Но не дано им было исполнить волю отца: как-то ночью свиньи столкнули и разбили амфоры с напитком, в то время как девочки спокойно спали. Разбуженные шумом сестры были вне себя от ужаса перед позором и тяжким наказанием со стороны отца. В страхе они бросились с отвесного берегового утеса, под которым шумно вздымались пенные гребни волн. Но бог Аполлон спас обеих из любви к их сестре. Он отнес их подальше от гнева отца, на благословенные берега Карии, туда, где у них сложится будущая жизнь. Парфену он отнес в город Бибассос, а Молпадию он наделил частицей божественной силы и даром врачевания. Поскольку это произошло прилюдно, то ни у кого не возникло желания задавать ей вопросы о том, кто она такая и откуда она здесь появилась. Любимая всеми, она обрела новое имя - Гемитея, что в переводе с греческого означает «полубогиня». Она поселилась в Кастабосе и занялась врачеванием. В её честь был построен храм.
Английский археолог, профессор Джеймс Кук, во время раскопок в 1960 г., нашел в храме надпись не оставляющую никаких сомнений, что это то самое святилище Гемитеи.
Найденные надписи свидетельствуют, что в городе проводились ежегодные праздничные фестивали «кастабейи»[ Kastabeia] во славу Гемитеи, на которые съезжались излечившиеся благодарные паломники и страждущие со всех концов тогдашней греческой Ойкумены. Древнегреческий историк Диодор Сицилийский (1 век до н.э.) упоминает, что эти празднества были столь переполнены, что местные таверны не всегда могли справиться с наплывом гостей. Бибассос, Амос, Гигассос и другие города Карии, пользуясь случаем, посылали богатые дары храму. Ниже храма располагался сам город Кастабос и театр, сиденья которого сегодня едва угадываются.
Святилище долгое время пользовалось таким всеобщим признанием и уважением, что даже персы, завоевав страну и разграбив все греческие храмы вокруг, не тронули ничего в области, прилегающей к Кастабосу и священному храму Гемитеи. И это несмотря на то, что отсутствие какой-либо городской стены создавало идеальные условия для грабежа и захвата. Лучше любой стены, храм защищало уважение и любовь всех страждущих и многочисленных реально исцеленных.
Но все когда-нибудь кончается, и во втором веке до н.э. Родосское Царство захватывает эти места и привносит свои порядки. Ему на смену приходит Римская Империя. Город с храмом постепенно теряют свое значение, и, со временем, предаются забвению.